«Болгария продолжает зависеть от одной трубы и одного единственного поставщика. Как глава государства я твёрдо решил это изменить, и это не следует расценивать как антироссийскую политику», — заявил президент Болгарии Росен Плевнелиев, выступая 12 ноября на проходящей в Софии международной конференции «Как бороться с прошлым, глядя в будущее», организованной в рамках кампании «25 лет свободной Болгарии».

«Газпрому» не стоит вживаться в роль монополиста, и лучше использовать газ не как энергетическое оружие, а как товар, который торгуется по рыночным ценам, на основе чётких договоров, — сказал Плевнелиев. — Вопрос зависит не только от позиций болгарского правительства и Брюсселя, но и от российских партнёров — соблюдайте договорённости, предлагайте конкурентные цены".

Он также отметил, что Болгария имеет чёткую позицию по «Южному потоку». «Мы достойный член европейской семьи, и мы не можем действовать вопреки европейским правилам и невзирая на них, это не создаёт доверия», — цитирует слова президента «Болгарское телеграфное агентство».

Плевнелиев подчеркнул, что Болгария нацелена не на увеличение закупок газа у России, а на их снижение. Он упомянул о проекте «Южного газового коридора», а также о контракте на закупку Болгарией 1 млрд кубометров азербайджанского газа с 2019 года и дополнительном меморандуме, заключённом служебным правительством Георги Близнашки, который даёт Болгарии право закупить эти объёмы газа раньше при наличии технической возможности. В этой связи Плевнелиев подчеркнул важность постройки газового интерконнектора с Грецией, по которому, как предполагается, Болгария сможет получать газ из Каспийского региона, транспортируемый по Трансадриатическому трубопроводу.

Чуть ранее 12 ноября в ходе встречи с президентом Венгрии Яношем Адером, находящимся с визитом в Софии, болгарский президент заявил, что для возобновления работы по строительству газопровода «Южный поток» необходимо соблюдение двух условий: приведение проекта в соответствие с требованиями Еврокомиссии (расхождения именно в этом вопросе послужили причиной приостановки Болгарией работы по проекту в августе этого года), а также выгода для болгарской стороны. Комментируя второе условие, Плевнелиев отметил, что на сегодняшний день «подписан контракт о расходах на строительство „Южного потока“, однако все ещё отсутствует соглашение о доходах».