«Большие гастроли. Театральное лето России»: Итоги с директором центра гастрольной деятельности
С 25 сентября по 12 октября в Санкт-Петербурге проходил ХХIV Международный театральный фестиваль «Балтийский Дом». В круглом столе «Театр без санкций», состоявшемся в рамках фестиваля, приняла участие генеральный директор Федерального центра гастрольной деятельности Евгения Шерменева. Обозреватель ИА REGNUM поговорила с Евгенией Борисовной о том, как региональные театры воспитывают свою аудиторию и почему идею гастролей следует развивать
ИА REGNUM: Проект «Большие гастроли. Театральное лето России 2014» завершился. Совпали ли прогнозы Центра и гастрольные результаты? И удовлетворены ли вы ими?
По нашим подсчетам 114 спектаклей 21-го театра из Москвы, Петербурга и Ярославля посмотрело более 80 тысяч человек. Приятно, что большой успех имели наши спецпроекты «Театральная журналистика», «Театральная педагогика» и спецпроекты театров — мастер-классы, круглые столы, творческие встречи со зрителями. Программа «Большие гастроли» была сверстана в очень сжатые сроки, поэтому мы были готовы к тому, что не все получится так, как хотелось бы в идеале. Все время говорю и еще раз скажу, что мы очень признательны всем театрам — участникам программы за помощь в ее организации. Главное для меня, что программа получила, в целом, положительную оценку профессионалов.
ИА REGNUM: Как дальше будет развиваться гастрольный проект?
На нашей итоговой пресс-конференции Министр культуры РФ Владимир Мединский высказал пожелание включить в гастрольную программу музыкальные театры в большем объеме. Второе предложение Министерства — создание большого гастрольного портала, включающего не только гастроли по нашей линии, но и вообще все внутренние гастроли. Благодаря этой карте можно будет узнать, на какой площадке какой театр гастролирует. Если учесть, что нам потребуется систематизировать и привести в общую систему все гастроли на территории России, которым оказывает бюджетную поддержку Министерство культуры, то становится очевидно, что это очень серьезная задача на следующий год.
ИА REGNUM: Гастроли эти обнаружили разницу между подготовкой столичных театров и региональных, которую надо бы преодолевать. Это будет происходить при поддержке государства, централизованно, или на уровне общения театров друг с другом?
В основном, разница касается технического оснащения и уровня технических специалистов. Например, в Кызыле национальный театр в очень хорошем состоянии. Он долго ремонтировался, в него вложены очень большие средства и оборудование там отличное, но люди не всегда знают, как с ним обращаться. А где-то нет современного оборудования, и выезжающему театру приходится привозить его с собой или арендовать. Поэтому для нас так важно, чтобы театры — участники гастролей — выстраивали взаимоотношения с принимающими театрами таким образом, чтобы в будущем иметь возможность проводить практические мастер-классы. В региональные театры могут приезжать специалисты из Москвы и Петербурга или в столицах проводить стажировки для технических специалистов и творческих работников. Один из результатов нашей программы — подписание подобных соглашений между Бурятским театром и Театром Вахтангова и Тувинским театром и Театром Маяковского.
ИА REGNUM: В больших городах у театров в конкурентах не только кино, телевидение, концерты, но и другие театры. В регионах соперников с одной стороны поменьше, с другой — аудитория тоже небольшая. К тому же зрители в регионах, наверное, уже привыкли к антрепризным спектаклям, а им привозят постановки лучшего качества. На ваш взгляд этот проект может начать менять отношение к театру как к искусству серьезному, а не развлекательному?
Конечно! Это уже видно по тому, как зрители реагировали на показанные спектакли. Знаете, очень важно, что в некоторых регионах прошли обсуждения после спектаклей. Люди с удовольствием участвовали в них, говорили о своих ожиданиях, о том, что увидели, о своих впечатлениях. Мне кажется, есть общая тенденция слегка недооценивать наших зрителей, а они давно готовы к серьезному театру. Например, в Кызыле, где никто не мог вспомнить, когда были последние театральные гастроли, гастролировал Театр Маяковского. Театр привез в Тыву очень разнообразный репертуар, но самое большое впечатление произвел «Кант». Пьеса современная, трактовка непривычная, в целом, не самый простой для восприятия спектакль. Но именно «Кант» и еще один современный спектакль Маяковки — «Девятьподесять», вызвали самый большой интерес. Конечно, есть так называемый «массовый зритель» и небольшое количество людей, которые ходят в театр постоянно, так называемые «театралы», конечно, последние больше готовы к новым театральным формам, но, и «просто зрители», я уверена, способны отличить хороший спектакль от плохого, неважно современный или исторический, главное, чтобы это было действительно настоящее искусство, а не пустышка.
ИА REGNUM: Если говорить о региональной театральной политике, многое ведь зависит от руководителей культурой — с одной стороны, с другой — от губернатора. Губернатор считает, что культура нужна — инициативы будет поддерживать. Если думает иначе, то и в этой сфере дела, скорее всего, будут обстоять не самым лучшим образом
Это очевидно. Руководители некоторых регионов активно участвовали в организации гастролей в рамках нашей программы. Приходили люди из управления администраций и главы регионов. С ними встречались актеры, рассказывали о том, почему гастроли необходимы, о том, что необходимо поддерживать местные театры. Мы много говорим о развитии театра вообще, о культурной политике региона. Эти встречи и официальные и неформальные — очень важны для укрепления взаимопонимания между представителями власти и людьми искусства, они могут служить основой для дальнейшего развития культуры в регионе.
ИА REGNUM: А они соглашались с вашими предложениями и вообще с тем, что вы говорили?
Знаете, в регионах на руководящих должностях есть очень много образованных и интересных людей, которые зачастую следят за культурой внимательнее, чем в столицах, очень интересуются, в том числе, и новыми театральными технологиями. Тут вопрос не только желаний, но и возможностей. Я много ездила с нашей программой и у меня нет ощущения, что в регионах какая-то принципиально другая жизнь. Просто эта жизнь более сосредоточенная, в чем-то замкнутая на собственном развитии. Прекрасно, что люди в регионах гордятся своим краем, трепетно и уважительно относятся к собственной истории.
ИА REGNUM: Вы сказали о том, что специалистов из регионов будут отправлять повышать квалификацию. Они отучатся, получат конкретные навыки, а когда вернутся, что будут делать? На старом оборудовании работать будет уже невозможно.
Ну, вот смотрите — пока нет специалистов, то и оборудование не нужно. Дело не в том, что они научатся работать с конкретной аппаратурой, а в том, что им расскажут — как самостоятельно учиться, где искать информацию, что делать, как быть более мобильным. Мне кажется, это немножко другой уровень отношения к собственно работе.
ИА REGNUM: Театр помимо самых разных функций обладает еще одной, очень важной — функцией социализации. В том числе это касается и людей с ограниченными возможностей. В Москве ведь проходил фестиваль, посвященной этой стороне театра, существует программа. А в регионах есть что-то подобное?
Очень много делается, в действительности. Практически во всех регионах есть такие программы. В Москве этим активно занимается Театр.doc- социальной адаптацией на основе театральных техник. Очень серьезно работает в этом направлении драматург Вячеслав Дурненков. У нашей программы другие задачи. Одни из самых важных направлений в развитии театра — это расширение горизонтов для профессиональной части и развитие аудитории, поэтому в нашей программе был спецпроект «Театральная педагогика» по работе с детской аудиторией, который очень понравился в регионах. В следующем году хотелось бы уделить больше внимания профессиональным мастер-классам. Опыт этого года показал, что востребована информация по техническим вопросам, сценографии, театральному менеджменту. Импульс развитию некоторых социальных проектов в этом году дан и потихонечку процесс пошел, наши программы прижились в нескольких регионах, востребованы и интересны. Некоторые регионы готовы вкладывать в такие проекты деньги. Но за социальными проектами важно не упустить и профессиональное развитие театра.
ИА REGNUM: Развитие аудитории начинается с детства. Как в регионах работают с детской аудиторией? К театру ведь хорошо бы приучать с малых лет.
Вы знаете, совершенно с Вами согласна. Именно поэтому мы и включили в проект «Театральную педагогику», направленный на работы с детской аудиторией. Вообще же, гастроли детских спектаклей — тема отдельная. Продюсерам обычно невыгодно их возить из-за обязательных невысоких цен на билеты. Такие гастроли можно осуществлять только в рамках государственной программы, поэтому в этом году мы попросили театры включить в гастроли не только взрослые, но и детские спектакли. К ним был очень большой интерес, несмотря на то, что программа проходила летом. Я очень признательна РАМТу за участие в нашей программе в таких сложных с театральной точки зрения регионах, как Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, музей Бахрушина в Нарьян-Маре тоже показывал свои детские программы. В региональных театрах детские спектакли обычно довольно быстро «выбирают» свою аудиторию, потому возникла идея обменных гастролей детских театров во время каникул. Очень хочется, чтобы она реализовалась.
ИА REGNUM: Сейчас, когда внешние обстоятельства для нас, и в том числе и для культуры, складываются неоднозначно, может ли это, как ни парадоксально, в лучшую сторону отразиться на внутренних гастролях. Я имею в виду следующее: если снизится количество внешних приезжающих, то возможно тогда вырастет количество гастролей внутренних?
Мне кажется, наоборот. Любое сокращение предложения ограничивает развитие аудитории и качественно, и количественно. Ведь каждый зритель ищет «свой» театр. Если он его не находит, он покидает эту культурную территорию. Поэтому, чем более разнообразный и разносторонний театр мы можем предложить, тем лучше и для зрителей, и для театра.
Благодарим за помощь в организации интервью театр-фестиваль «Балтийский дом»