«Расстрельные колонны» и «Незнайка на Луне»: есть ли смысл в кадровой политике Петербурга?
На этой неделе губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, как и ожидалось, приступил к кадровым перестановкам. Градоначальник больше месяца после выборов был в отпуске, и все это время источники в Смольном сообщали: поменяют несколько ключевых фигур.
Так и случилось. Новым «культурным» вице-губернатором к изумлению публики назначен глава Росприроднадзора Владимир Кириллов. Его предшественник Василий Кичеджи переброшен на «Единую Россию». Также в Петербург понадобилось трудоустроить экс-главу Минрегиона Игоря Слюняева. Потерпевшим оказался вице-губернатор по ЖКХ Владимир Лавленцев (маршрут его ухода пока неизвестен).
За три с небольшим года работы Полтавченко в Смольном состоялось уже огромное количество кадровых перестановок. Цельной логики, или тем более кадровой стратегии, не просматривается. Скорее мы имеем дело с рядом отдельных, ничем не связанных событий, и в каждом из случаев требуется кого-то откуда-то убрать или кому-то найти какое-то место.
Кичеджи
Первым кандидатом на вылет считался вице-губернатор Василий Кичеджи, ответственный за культуру, образование и СМИ. Прогноз сбылся. Теперь Кичеджи будет рулить местным отделением «Единой России».
Когда этот бывший директор Челябинского тракторного завода, бывший чиновник полпредства ЦФО (подчинённый Полтавченко), бывший бизнесмен (сферы интересов — медиа и строительство) появился в Смольном, в Петербурге не знали, как реагировать — плакать или смеяться. С одной стороны — несомненно хороший человек, член Русского Афонского общества, по вечерам в интернете знакомился с культурой Петербурга, которой был поставлен руководить.
С другой стороны — никаких знаний о предмете, как следствие — специфическое руководство сферой, фразы про «расстрельные колонны» (вместо Ростральных). Впрочем, часть решений Кичеджи наблюдатели считают неплохими. Число скандалов в сравнении с эпохой Матвиенко сократилось, хотя к освоению бюджетов по-прежнему были вопросы. Учитывая, кто придет в Смольный вместо Кичеджи, никак нельзя исключать, что его еще вспомнят добрым словом как высокого профессионала.
В местной «Единой России» теперь появится «рука Смольного» — возможно, в этом один из смыслов увольнения Кичеджи. Глава отделения не должен совмещать эту работу с другой, поэтому не уволиться Кичеджи не мог. Комментируя свой уход, чиновник сказал две интересные вещи: назвал уход в партию «принятием пострига», а в качестве объяснения этого поступка посоветовал перечитать «Незнайку на Луне».
Под «принятием пострига», видимо, имеется в виду окончательный переход на важную, хотя и не всегда приятную работу, которая сродни призванию. До поры до времени можно быть чиновником или бизнесменом, но рано или поздно придется и постриг принять. Еще интереснее метафора про Незнайку на Луне. Видимо, имеется в виду борьба с чуждым, олигархическим, бесчеловечным строем.
Кириллов
Заменит «принявшего постриг» Кичеджи Владимир Кириллов. Из всех неожиданных и непонятных кадровых решений Смольного это, видимо, самое неожиданное и самое непонятное. Последнее место работы Кириллова — Росприроднадзор, который он возглавлял в течение шести лет. Экологи обвиняли его в непрофессионализме, бюрократизме и коррупции, им очень нравится, что у Кириллова новое назначение, вот только за культуру Петербурга немного страшно.
Маршрут «федеральный природный надзор — культура Петербурга» выглядит странным только на первый взгляд. С конца 1980-х годов бывший пограничник Кириллов работал в Выборге — там же, где Полтавченко. Потом он успел поруководить Выборгским районом и получить первые обвинения в коррупции (неудивительно, учитывая специфику времени и места), но ни одно из них доказано не было. Потом Кириллов занимал административно ключевой пост первого вице-губернатора Ленобласти и уже оттуда ушел в Росприроднадзор.
Георгий Полтавченко откровенно заявил, что это назначение он тоже считает «странным». Таким образом, не губернатор был его инициатором. Скорее всего, в Москве было принято решение убирать Кириллова из Росприроднадзора. Куда? В Петербург! Там знакомый город и знакомый градоначальник. На вопрос, какое отношение Кириллов имеет к культуре, Полтавченко ответил честно: такое же, как все остальные жители культурной столицы. Мы тут все при культуре.
Эксперты затрудняются предположить, что было первичным — желание убрать Кириллова из Росприроднадзора, желание убрать Кичеджи из Смольного (все-таки якобы имеющаяся зарубежная недвижимость и какие-никакие скандалы) или желание укрепить местную «Единую Россию» сильным чиновником. Все удачно совпало.
Лавленцев
Менее ожидаемым решением стала отставка Владимира Лавленцева с поста вице-губернатора по ЖКХ. Если кто в последние полтора года (именно столько проработал чиновник в Смольном) и пользовался симпатией экспертов и оппозиции, так это именно он. Никаких заметных проблем в отрасли (особенно на фоне прошлых лет) не было.
Лавленцева выдавили из Смольного недовольство некоторых участников рынка и необходимость трудоустроить одного хорошего человека. В те полтора года, что бывший московский чиновник и бизнесмен рулил местным ЖКХ, на целом ряде предприятий сферы, включая «Водоканал», прошли проверки. Такое мало кому нравится. Также вице-губернатор вступал в прямые конфронтации с теми подчиненными, которые саботировали его решения.
Трубы не прорывались, случаев крупного воровства не было, и в Смольном приступили к решению системных вопросов — разобраться с платежами граждан, создать единую теплоснабжающую компанию. Приступили, но не успели: бывшего вице-губернатора уволили в самом начале отопительного сезона.
Слюняев (ныне Албин)
Игорь Слюняев (перед назначением на должность поменявший фамилию на Албин) — еще один на редкость многопрофильный специалист. Высшая школа милиции, «Моссибинтербанк», заместитель министра РФ по сотрудничеству с СНГ, Федеральная дорожная служба России и Минтранс, сенатор от Алтая, костромской губернатор, министр регионального развития, главный по ЖКХ Петербурга — вот лишь основные вехи его биографии.
Минрегион был расформирован в сентябре, так что без работы Слюняев оставался недолго. Не помешало знакомство с Полтавченко: когда тот был полпредом в ЦФО, Слюняев как раз был губернатором в Костроме. К тому же — член Русского Афонского общества.
Петербург для экс-министра, конечно, понижение. С другой стороны, выше, чем в Петербурге, бюджеты и полномочия только в Москве. В правительстве Северной столицы уже работают два бывших замминистра — Михаил Мокрецов и Игорь Голиков. Теперь в Смольном станет еще одним крупным экс-федералом больше.
Логика
Победа на состоявшихся в сентябре выборах дала Георгию Полтавченко право на кадровые перестановки, и он этим правом воспользовался, констатирует политолог Владимир Васильев. Объяснять кадровые перестановки губернатор вновь не стал — это практика всех последних лет. Возможно, перестановки вызваны желанием уравновесить федеральные и местные интересы, допускает эксперт.
Никакой логики у этих перестановок нет, как нет у Смольного никакой кадровой политики, говорит политолог Александр Конфисахор. Назначение Кириллова «на культуру» подтверждает, что кадровые критерии Смольного странны и неясны. Кого-то надо куда-нибудь назначить, кого-то надо откуда-то уволить — вот и весь принцип.
А система получается такой: главный критерий — личное знакомство и политическая благонадежность. Знакомство с предметом — возможный (Слюняев), но не непременный (Кириллов) второстепенный аргумент. Кадровой политики нет, есть набор людей, каждому из которых поручают тот или иной (как уж сложилось) участок работы и финансовый поток. Человек с защитой границы справился, что он, с культурой не справится? Обижаете.