Стратегию развития Санкт-Петербурга, например, на которую предстоит опираться при реализации 172-ФЗ, необходимо согласовывать с Ленинградской областью. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал сегодня, 27 октября, глава центра ЭКОМ Александр Карпов по итогам круглого стола по стратегическому планированию.

Основной проблемой для Петербурга является развитие пригородных муниципалитетов Ленобласти, поэтому стратегию жизненно важно согласовывать с соседним регионом. В качестве примера такой деятельности Александр Карпов привел Градостроительный кодекс, где есть статья о совместных документах территориального развития. В принятом летом законе о стратегическом планировании, по его словам, ничего такого нет. Можно ли будет прописать это на уровне местного закона — непонятно.

Механизм совместных шагов и конкуренции между регионами (здоровой — по замыслу авторов закона, и больной — по опасениям представителей нескольких субъектов) интересует и Башкирию. Её представители задаются вопросом, придётся ли им «бодаться» за внимание федеральной власти с Татарстаном и Челябинской областью. Более того, у разных регионов различный стартовый капитал, поэтому конкуренция может быть неравной.

Отметим, что в законе прописана возможность создания документа для макрорегиона — двух или более субъектов, социально-экономические условия которых требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования.

Представители других регионов задают федеральному ведомству тот же вопрос: требуется ли региональная нормативная база, и что она должна регулировать. Представители Минэкономразвития РФ говорят, что местные законы необходимы: в урегулировании нуждается множество полномочий. Однако пока непонятно, о каких временных рамках идёт речь. В самом законе говорится, что документы стратегического планирования на местах необходимо разработать до 1 января 2017 года.

Неясно, должны ли субъекты затрагивать в этих документах муниципалитеты. В рамках круглого стола по реализации 172-ФЗ на вопрос регионов о том, нужны ли муниципалитетам свои стратегии, представители министерства посоветовали прописать это в законах. В кулуарах у федеральных чиновников попытались выяснить, каким образом это можно сделать — ведь региональный закон не может вмешиваться в дела муниципалитета. Представители ведомства обещали «посмотреть», как можно решить проблему.

В законе муниципальным образованиям уделено две статьи. В них говорится, что МО может определять долгосрочные цели и социально-экономическое развитие на своём уровне, согласованное с приоритетами и целями социально-экономического развития РФ и субъектов. Документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных районах и городских округах, разрабатываются, утверждаются и реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом. Сами органы МСУ могут разрабатывать, утверждать и реализовывать на местном уровне стратегию социально-экономического развития МО и план мероприятий по её реализации.

Однако флёр недопонимания в кулуарах по-прежнему остается. По мнению заведующего центром Института экономики РАН Евгения Бухвальда, без программ муниципалитетов реализация на региональном и, соответственно, на федеральном уровнях просто немыслима. Но кто будет определять, могут ли муниципалитеты разрабатывать свою стратегию или нет, неведомо.