Станислав Тарасов. Атомная энергетика Турции под ударом
Премьер-министр Турции
Напомним, что первая в Турции АЭС « Аккую» уже сооружается по российскому проекту. Планируется, что эта станция в 2020 году станет вырабатывать энергию, а полностью будет введена в эксплуатацию в 2023 году — к 100-летию Турецкой Республики. Это позволит обеспечивать экономику страны около 35 миллиардами кВт.ч дешевой электроэнергии в год. Вторая АЭС в Синопе сооружается при содействии Японии. Этот проект также планируется завершить к 2023 году. Станция будет вырабатывать приблизительно 40 миллиардов кВт.ч электроэнергии в год. При этом в настоящее время большая группа турецких студентов обучается в российских институтах ядерной энергетики. Надо полагать, что турецкие студенты будут проходить соответствующее обучение и в японских вузах. Но в данном случае речь идет о подготовке турецких специалистов по эксплуатации АЭС. Проектирование АЭС — это иное направление, и оно вполне возможно при содействии, конечно, России или Японии. Если подобное состоится, то в обозримом будущем можно будет говорить о Турции как о стране мирного атома, который создаст новое направление в национальной экономике.
По мнению Давутоглу, отставание страны в области применения ядерной энергии фактически послужило причиной уязвимости национальной энергетики. Турция долгое время ориентировалась на производство электроэнергии на тепловых электростанциях на собственном угле, потом стала переходить на газ, который приходится импортировать не только из России и Азербайджана, но из таких нестабильных регионов, как север Ирака и Ирана. Сегодня страна тратит около 55 миллиардов долларов в год на импорт энергоносителей.
Существует и другая сторона этой проблемы. Многие эксперты склонны объяснять не всегда удачную внешнюю политику Турции стремлением обеспечить более легкий доступ к региональным источникам энергоресурсов. Поэтому во внешней политике страны набирал силу арабо-тюрко-исламский вектор с претензиями Турции на роль чуть ли не главного медиатора в ближневосточном и аравийском регионах. По факту же Турция часто превращалась в заложника ситуации, когда разваливалась декларируемая ею так называемая многовекторная внешняя политика, и строить взаимоотношения с государствами, исходя только из принципов экономической целесообразности, в ситуации нарастающей дестабилизации в регионе становилось все сложнее и сложнее.
Кстати, это имеет прямое отношение и к развитию российско-турецких отношений. После периода холодной войны две страны ценой огромных взаимных усилий сумели вывести свои отношения на уровень фактически стратегический. По итогам прошлого года товарооборот между Россией и Турцией составил 32,7 млрд долларов. Турция является вторым по величине рынком сбыта российского газа после Германии и крупным потребителем российской нефти.
Сегодня турецкая экономика находится на 17-м месте в мире и на 6-м месте в Европе, опережая многих членов ЕС. Поставлена цель — к столетию независимости республики вывести экономику в 10 крупнейших экономик мира, чему во многом должны способствовать проекты в сфере освоения мирного атома. Но доступ к мирному атому должен вывести Турцию на начало серьезной трансформации во внешней политике, ориентированной в первую очередь на сохранение стабильности в регионе и укрепление там безопасности. В свое время Давутоглу, еще будучи главой внешнеполитического ведомства Турции, писал, что «Анкара и Москва — такие главные игроки, которые озабочены решением одних и тех же международных проблем» и «находили возможность деликатно обходить „больные“ темы, способные вызывать раздражение друг у друга». Сегодня этот тезис нуждается в новом доказательном обрамлении, чтобы, по словам того же Давутоглу, « формировать настоящее и готовить светлое будущее нашего общего региона».