Отсутствие российских компенсаций помешало официальному Минску признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Об этом заявил 17 октября Александр Лукашенко в ходе пресс-конференции для российских региональных СМИ, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Я нигде не говорил — «мы признаем — не признаем», — сообщил российским журналистам руководитель постсоветской республики, рассказывая о причинах, по которым он до сих пор не подписал указа о признании независимости Абхазии. «Точно так же по Осетии», — уточнил Лукашенко.

По его словам, он систематически встречается со вторым президентом Абхазии Сергеем Багапшем и поддерживает с ним хорошие отношения. Встречи происходят в Сочи, где имеется резиденция президента Белоруссии. Там же, судя по словам Лукашенко, он торговался с Дмитрием Медведевым во время обсуждения вопроса о российской компенсации за признание официальным Минском де-факто суверенных республик, отделившихся от постсоветской Грузии.

«Мы положили тогда тогдашнему президенту Медведеву список на стол — я лично: вот мы признаем Южную Осетию — вот что случится, как вы поможете мне?», — сообщил Лукашенко подробности торга с Медведевым. «Вот список — как?» — «Ну, ты опять начинаешь торговаться!», — воспроизвёл он фразы обсуждения данного вопроса с президентом РФ.

Лукашенко сообщил также, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии повлекло бы серьёзные последствия для Белоруссии. Он сообщил о переговорах на эту тему с генсеком НАТО Хавьером Соланой (вероятно, речь о состоявшемся в 2009 году визите Соланы в Минск, — прим.), в ходе которых нынешний глава МИД РБ Владимир Макей был переводчиком. По словам Лукашенко, Солана угрожал уничтожить Белоруссию как государство, однако остановило Лукашенко другое — Медведев отказал в удовлетворении требований официального Минска и сделка с Москвой не состоялась.

«В квадрате санкции были бы по отношению к нам», — сообщил Лукашенко, поясняя выгодность своего отказа от подписания указов о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.

«Россияне оказались неспособными нас поддержать в этой ситуации», — констатировал Лукашенко. Он отметил, что отсутствие признания официальным Минском де-юре Южной Осетии и Абхазии не мешает белорусским предприятиям сбывать свою продукцию в этих государствах.

Лукашенко сообщил, что после воссоединения Крыма с Россией он посещал Крым «на правительственном уровне», тогда как ряд российских бизнесменов и чиновников боялись даже произносить слово «Крым», опасаясь за свою собственность за рубежом, стараясь не попасть под санкции Запада. По словам Лукашенко, он получил письмо от отца нынешнего главы Республики Крым Сергея Аксенова с просьбами и «возил трактора» в Крым, где сложилась очень тяжелая обстановка.

Как сообщало ИА REGNUM, 11 октября 2013 года Александр Лукашенко на пресс-конференции для журналистов российских региональных СМИ заявил, что Россия не дала гарантий компенсации Белоруссии потерь от признания независимости Южной Осетии и Абхазии, а сами лидеры этих республик уже не ставят вопрос о признании. вопрос признания официальным Минском независимости Абхазии и Южной Осетии обсуждался 30 октября 2012 года главами МИД Белоруссии и России Владимиром Макеем и Сергеем Лавровым. До этого, 28 августа 2008 года посол Белоруссии в России Василий Долголев заявил о том¸ что «буквально сегодня, если не сегодня, то завтра» будет заявление Лукашенко поддержке союзной (России) Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии, и «всем будет все сказано». В том же году Лукашенко пообещал признать независимость президентам Южной Осетии и Абхазии Эдуарду Кокойты и Сергею Багапшу.

Напомним, в ходе военного конфликта 2008 года на Кавказе, вызванного нападением армии Грузии на столицу Южной Осетии и убийством российских миротворцев, дислоцированных в Цхинвале, официальный Минск не поддержал Россию. Александр Лукашенко не сдержал своего обещания признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Согласно белорусскому законодательству, данное решение находится в компетенции президента. Позднее, 1 октября 2010 года Лукашенко сообщил журналистам о бесперспективности признания Абхазии и Южной Осетии, отметив, что «продолжения разговор не имеет». При этом Белоруссия сохраняет безвизовый режим с Грузией, что, по мнению российских экспертов, не способствует снятию проблемы нелегальной миграции.