Конституционный суд (КС) Молдавии «опроверг» информацию, ранее распространенную его собственной пресс-службой, о том, что все варианты внешнеполитической ориентации страны кроме «евроинтеграции» являются «априори неконституционными». В распространенном 17 октября новом сообщении пресс-службы КС, данная информация названа «фальшивой», а в ее распространении обвинены «некоторые СМИ», передает корреспондент ИА REGNUM.

«Решение Конституционного суда не содержит подобных положений. Конституционный суд уточняет, что своим решением от 9 октября 2014 года изучил лишь конституционность одного документа — Соглашения об ассоциации Республики Молдова с Европейским союзом. Решение суда не относится к Европейскому союзу или евразийскому Таможенному союзу, а также не касается интеграции ни в один из этих или возможные (в будущем) другие объединения. Таким образом, информация об объявлении неконституционным евразийского вектора — чистая фикция», — говорится в сообщении КС.

Авторы заявления обращают внимание, что текст решения суда от 9 октября еще не опубликован, поэтому «реакция на это решение основывается не на аргументах суда, но лишь на чистых спекуляциях и манипуляциях». В заключение средствам массовой информации рекомендуется «дожидаться и читать полные тексты решений Конституционного суда на официальной странице КС».

Примечательно, что на официальном сайте КС по-прежнему и в неизменном виде опубликовано предыдущее сообщение пресс-службы КС о решении суда от 9 октября, согласно которому суд решил, что «процесс европейской интеграции Республики Молдова не только соответствует конституционной идентичности Республики Молдова, но и любая другая противоположная ориентация является априори неконституционной».

ИА REGNUM напоминает, что согласно тому же сообщению, в своем решении судьи КС ссылаются на «декларацию о независимости Республики Молдова», из которой делают «вывод» о том, что «евроинтеграция» является «частью конституционной идентичности» Молдавии. При этом включение Конституционным судом политического документа — «декларации о независимости» — в конституционный блок законов и, более того, признание его приоритета над принятой в 1994 году конституцией само по себе является нарушением конституции. Ранее тот же «метод» использовался Конституционным судом, когда 5 декабря 2013 года он принял решение о том, что государственным языком в стране является «румынский», вопреки тексту конституции, где он назван молдавским.

27 августа 1991 года кишиневский парламент принял «декларацию о независимости», которая объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР», а также аннулирует «акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов», в результате которых Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая — территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной «Республики Молдова» в ее фактических границах, а южная часть входит в Одесскую область Украины. Таким образом, кишиневская «декларация о независимости» аннулирует де-юре пребывание Приднестровья в составе Молдавии и современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы. При этом в кишиневской «декларации о независимости» ничего не сказано ни о курсе на «евроинтеграцию», ни о Европейском союзе. В документе содержится упоминание процессов демократизации в Европе в целом, а также выражается желание «Республики Молдова» «установить политические, экономические, культурные и иные связи, представляющие взаимный интерес, с европейскими государствами, со всеми странами мира». Кроме того, «Республика Молдова» объявляет о «своей готовности присоединиться к Хельсинкскому заключительному акту и Парижской хартии для новой Европы и просит также быть допущенной на равных правах на Конференцию по безопасности и сотрудничеству в Европе и к ее механизмам».

Таким образом, Конституционный суд Молдавии, все 6 членов которого являются гражданами Румынии, пошел по пути подмены политическим образованием под названием «Европейский союз» понятия Европа, большая часть которой в ЕС не входит. Кроме того, согласно ст. 5 конституции Молдавии, «демократия в Республике Молдова осуществляется в условиях политического плюрализма», и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии».

ИА REGNUM также напоминает, что вопреки заявлениям молдавских властей о «евроинтеграции», как безальтернативном и необратимом выборе, молдавское общество расколото по вопросу внешнеполитического курса, а некоторые группы населения и целые регионы категорически не приемлют избранный кишиневскими властями курс. Согласно результатам опроса «Барометр общественного мнения» за май 2014 года, в случае проведения референдума о вступлении Молдавии в ЕС 44% респондентов проголосовали бы «за», а 37% — «против». В случае с Таможенным союзом (ТС) 45% проголосовали бы «за» вступление, 34% — «против». При необходимости выбора на референдуме между двумя интеграционными проектами 29% проголосовали бы за вступление в ЕС, 22% — за Таможенный союз, 41% — не смогли определиться либо не дали ответа. В Гагаузии, согласно итогам состоявшегося 2 февраля референдума, 98,47% жителей выступают за вступление в Таможенный союз, и 97,43% — против вступления в ЕС.