О чьих правах в Татарстане беспокоится генконсул Ирана: мнение
Татарстан, 17 октября, 2014, 13:35 — ИА Регнум. Сегодня, 17 октября, в Казани завершила свою работу конференция «Женщина-мусульманка: права человека в современном мире», которая проходила 15-17 октября. В работе форума принял участие и генеральный консул Ирана в Казани
Как сообщало ИА REGNUM, сотрудничество Ирана с мусульманами Татарстана имеет свою историю. После назначения на должность муфтия республики
Однако говорить о том, что стороны стали большими друзьями, как минимум, преждевременно. Причина — естественная настороженность суннитской общины республики по поводу возможного расширения сторонников нетрадиционного для татар шиизма. В этой связи некоторые проекты иранской стороны по борьбе за симпатии татарских мусульман отмерли сами собой: в начале 2014 года был закрыт атташат по культуре и религии генконсульства, ранее досрочно вернулся на родину иранец — преподаватель Российского исламского университета.
По информации источника в ДУМ Татарстана, весной 2014 года генконсульство выступило с новой инициативой — открытия в республике филиала международного благотворительного фонда имени имама Хомейни. Предполагалось, что центр будет специализироваться на подготовке специалистов для реабилитации женщин-мусульманок, оставшихся без поддержки мужчин.
Инициатива опять-таки осталась без поддержки, поскольку республиканские власти прекрасно понимают, что предложенный иранцами регламент работы предусматривает отправку в Казань группы религиозных деятелей и специализированной шиитской литературы и, понятно, распространение чуждого татарам религиозного направления, что на фоне непростой обстановки может заложить фундамент для межконфессиональных разногласий.
Отсутствие поддержки расстроило иранцев только на непродолжительное время: они нашли сторонников из числа оппозиционно настроенных групп мусульман, готовых открыть филиал фонда своими силами даже без одобрения ДУМ Татарстана.
Собственно, опасения и республиканских властей, и ДУМ небеспочвенны: даже в «шиитском» Азербайджане фонд Хомейни до своего закрытия занимался распространением иранского направления шиизма, что вызывало недовольство правоохранительных органов вплоть до уголовных наказаний за распространение экстремистской, по мнению азербайджанских властей, литературы. И основания для того, действительно, были: организации, сотрудничающие с фондом, пытались создать в этой светской республике анклавы, подчиняющиеся законам шариата, что автоматически отсекает от декларируемого «европейского» вектора развития.
Да и в Сирии все начиналось, по большому счету, с того же.
Эдуард Багиров, политолог