Игорь Путинцев: Зачем президент Румынии объявил войну «Лукойлу»
9 октября президент Румынии
Осуществляется тщательно спланированный сценарий. Неделю назад активы «Петротела» были заблокированы по требованию румынской прокуратуры, а когда завод был вынужден приостановить работу, Бэсеску фактически обвинил «Лукойл» в саботаже. Помимо НПЗ, «Лукойл» владеет сетью из 330 АЗС и осуществляет шельфовые проекты на Чёрном море. В 1998 г. «Лукойл» приобрёл «Петротел» за 53 млн долл., и сейчас его цена в десятки раз выше. Поэтому угрозы Бэсеску выгнать российскую компанию из страны, предоставив незначительную компенсацию, ставят «Лукойл» в крайне затруднительное положение.
Бэсеску ссылается на то, что Румыния является «правовым государством», а её судебная и правоохранительная система независима от политического влияния. Этот аргумент часто используется Бэсеску во внутриполитической борьбе и для «внешнего употребления». Но фактически степень контроля президента над судебной и правоохранительной системой очень высока. С учётом того, что у главы государства весьма ограниченные полномочия в отношениях с правительством, отношения с силовыми структурами стали главным инструментом влияния Бэсеску внутри страны.
С 2004 г. Бэсеску назначил более трёх тысяч судей и прокуроров. Его противники часто сталкиваются с давлением правоохранительных органов, причём его жертвами становятся, в первую очередь, не «рядовые» политики, а действительно влиятельные лица. Так, тюремный срок получил
При Бэсеску были осуждены три румынских олигарха —
Все эти политики и деятели бизнеса относились к числу политических оппонентов Бэсеску. Из его сторонников подобные меры не коснулись никого. Это даёт все основания говорить о том, что Бэсеску фактически контролирует работу румынских правоохранительных структур. В политической элите Румынии это вызывает сильное недовольство: парламент дважды объявлял Бэсеску импичмент (в 2007 и 2012 гг.), но президенту оба раза удалось восстановить свои полномочия. Эта ситуация была бы невозможной, если бы Бэсеску не пользовался полной поддержкой США, занимающих его сторону в любых конфликтных ситуациях внутри страны. Из всех бывших стран ОВД Бэсеску проводит, пожалуй, наиболее ярко выраженный проамериканский курс, сравнимый с политикой Польши при братьях
Российские инвестиции в Румынии до недавнего времени оставались практически единственной сферой российско-румынских отношений, не испытавшей значительного влияния политических противоречий. Но сейчас России бросили вызов и в этой сфере, руководствуясь сугубо политическими соображениями.
Президент Бэсеску крайне заинтересован в том, чтобы премьер-министр
К началу предвыборной кампании Бэсеску оказался в очень сложной ситуации. Ни один из двух основных кандидатов на президентство не является ставленником Бэсеску. Но существуют и нюансы. Победа Понты — кандидата от крупнейшей партии (СДП) — приведёт к утверждению у власти сильного президента, который (хотя бы на время) сохранит контроль над парламентским большинством и, соответственно, над правительством. Кадровые изменения в силовых структурах станут неизбежными.
Победа
По результатам первого тура выборов лидировать практически гарантированно будет Понта: его рейтинг составляет около 40%, а рейтинг Йоханнеса — от 25 до 30%. Но Бэсеску хочет повторить сценарий выборов 2004 г., когда Адриан Нэстасе уверенно лидировал в первом туре и проиграл во втором — за счёт высокого антирейтинга. Поэтому сейчас, за месяц до выборов, были организованы два скандала — «дело Microsoft» (обвинение бывших министров в коррупции) и преследование «Лукойла».
История с НПЗ «Петротел» ставит Понту в сложное положение. Он не может поддержать действия прокуратуры, потому что эти действия не были согласованы с ним и не учитывают его интересы, главным из которых является сохранение социально-экономической стабильности перед выборами. В то же время попытки Понты защитить «Лукойл» будут выставляться его оппонентами как непатриотичное и коррупционное поведение.
Бэсеску нечего терять в отношениях с Россией. У него всегда была возможность оказывать давление на российский бизнес в Румынии. Он решил воспользоваться этой возможностью в наиболее удобный момент. Создавая конфликтную ситуацию с Россией, Бэсеску не несёт издержек: он вскоре уйдёт со своего поста и станет оппозиционным политиком. Издержки (имиджевые, управленческие, юридические, внешнеполитические) несёт премьер-министр Понта, который заинтересован в скорейшем урегулировании конфликта.
Для усиления эффекта Бэсеску решил пренебречь как приличиями (обвиняя Россию и «Лукойл», он не стеснялся в выражениях), так и юридической логикой (его заявления могут усилить российскую позицию в арбитражном процессе). Российской компании досталась крайне незавидная роль в этой ситуации, но весьма вероятно, что после президентских выборов в Румынии можно будет разрешить возникшие проблемы.