Почему Казахстан не Украина?
Одним из политических последствий нынешнего украинского кризиса стало обсуждение сценариев возможного повторения казуса Крыма в других точках бывшего Советского Союза. Старые европейско-американские стереотипы и фобии по поводу «имперского возрождения России» (подогреваемые не в меру ретивыми отечественными «патриотами») исходят из того, что, единожды пойдя на пересмотр границ, установленных между бывшими союзными республиками, Москва не остановится. Но, пожалуй, наиболее интенсивно кандидатом на роль «второй Украины» номинируется Казахстан. В качестве доказательной базы сторонники данной версии приводят слова президента России
Но что, если оставить в стороне эмоции и попытаться проанализировать ситуацию в российско-казахстанских отношениях немного отстраненным взглядом? Думается, такой подход будет весьма полезен особенно для тех, кто привык говорить об «имперских происках» или будущих противостояниях, что называется, «на глазок», без всякого фактического материала.
«У Казахстана, у казахов никогда не было границы. В очерченных сегодняшних границах не было государственности никогда». Процитированный выше фрагмент — не отрывок из выступления кого-то из российских политиков. Это — прямая речь казахстанского президента
Как в связи с этим выглядит казахстанский государственный проект? В чем-то он повторяет общие тенденции для постсоветских республик. Основной закон Казахстана говорит о строительстве новой государственности на «исконной казахской земле», а тема «борьбы с империей» стала одной из центральных сюжетов в «нормативной историографии» республики (то есть признанный государственный канон учебников по истории). Однако присутствуют и принципиальные отличия, позволяющие выделить Казахстан из общего ряда. Политика Назарбаева нацелена не на исключение этнических меньшинств из политической жизни, а на их интеграцию (сложную, неоднозначную и многими в Москве критикуемую, но в целом принимаемую внутри страны). Руководство Казахстана всячески подчеркивает, что реализует не этнический казахский, а казахстанский проект, то есть реализует строительство гражданской нации («народ Казахстана»). В государственных органах и структурах местного самоуправления наряду с казахским языком используется русский, а сам глава государства в своих ежегодных посланиях парламенту республики и любых публичных выступлениях чередует использование обоих языков. «Предположим, что мы законодательно запретим все языки, кроме казахского. Что нас тогда ждет? Судьба Украины», — недвусмысленно заявил Назарбаев в августе 2014 года в интервью телеканалу «Хабар».
Во многом именно поэтому распад единого Советского государства не был так остро воспринят в Казахстане по сравнению с республиками Закавказья, Молдавией или Украиной. И за два десятилетия его существования здесь не возникло своего Приднестровья или Абхазии, хотя определенное недовольство кадровым доминированием представителей «титульного этноса» существует. При этом Россия, в отличие от Грузии или Украины, не используется как инструментальный образ врага для консолидации общественного мнения внутри страны.
Казахстан последовательно выступает за евразийскую интеграцию. Более того, само это понятие было введено в политический оборот президентом Назарбаевым. Ничего даже близко сравнимого мы не видели на украинской политической арене. По справедливому замечанию эксперта из Института экономики
Безусловно, при рассмотрении российско-казахстанских отношений не должно создаваться благостной картинки. Между Москвой и Астаной были зафиксированы разночтения по поводу отношений с Грузией (особенно в 2004-2008 годах). Казахстанское руководство не пошло на признание независимости Абхазии и Южной Осетии, заняло крайне осторожную позицию по Крыму и скептически смотрит на присутствие в рядах
Крайне важным политическим сюжетом для Казахстана является обеспечение преемственности власти. По мнению известного эксперта по Центральной Азии