«Образно говоря, коммунистические и комсомольские волки приняли проект об очищении власти на Украине, чтобы на законных основаниях люстрировать ягнят», — такое мнение в комментарии корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 19 сентября, высказал политический консультант Сергей Слободчук. По мнению эксперта, украинский закон о люстрации, принятый ранее Верховной радой, приведет лишь к окончательному оформлению передела государственных должностей «под своих». «Если говорить о спорных нормах законопроекта, следует начать с таких ключевых позиций. Нынешний закон о люстрации имеет своей целью не очищение власти, а передел существующих государственных должностей. К примеру, Верховная рада не может набрать 226 голосов, чтобы уволить уполномоченного по правам человека Валерию Лутковскую, хотя каждая политическая группировка хотела бы заменить ее своим человеком. Поэтому вопрос освобождения должности омбудсмена нынешняя администрация пытается решить через закон „об очищении власти“. Передел касается также всех других государственных чиновников, которых нельзя уволить по политическим мотивам с применением нынешнего законодательства Украины. Закон возлагает полномочия по проведению проверки на руководителя государственного органа или его заместителя. Если наложить нормы закона на условия повальной коррупции среди украинской бюрократии, то получается чисто феодальная система дани от нижестоящих вассалов к более высоким феодалам», — отметил Слободчук.

Также, по его мнению, закон о люстрации фактически приведет к разрушению правоохранительной системы на Украине. «Еще один негативный результат — это окончательный демонтаж правоохранительной системы. Под категорию лиц, не прошедших проверку, подпадают руководители МВД, занимавшие свои посты с 1 декабря 2013 года по 22 февраля 2014 года, а также рядовые сотрудники, принимавшие участие в задержании участников массовых беспорядков зимой 2013-2014 гг. Важно, что депутаты проголосовали за закон, не принимая во внимание выводы главного научно-экспертного управления Верховной рады, что проект не позволить достичь заявленной цели. Два ключевых замечания — это: 1) Проект предлагает дублирование уже предусмотренных законодательством проверок, продемонстрировавших свою неэффективность; 2) Проект не предлагает понятного и целостного механизма очищения власти, а значительная часть его норма имеет незавершенный и спорный характер», — сказал Слободчук.

Кроме того, по мнению эксперта, не совсем корректно сравнивать украинскую «люстрацию» с таковой в других постсоветских странах. «Закон о люстрации — это тот случай, когда предлагаемое лекарство страшнее самой болезни. Наиболее жесткие методы люстрации применяли власти Чехии и Польши в начале 90-х годов после падения социалистического строя. Венгрия, Словакия, Болгария демонстрировали более мягкий подход к процессу фильтрации бывших функционеров Коммунистической партии, спецслужб и тайной полиции. Люстрация выполняла две важные задачи. Задекларированная политическая цель — запрет занимать государственные должности для бывших коммунистических функционеров и сотрудников репрессивного аппарата. Но люстрация выполнила еще и экономическую задачу, предопределившую развитие экономики Польши, Чехии и других стран на десятилетия вперед. Дело в том, что бывшая партийная номенклатура и силовики имели самые выгодные позиции для приватизации государственных предприятий. Поэтому люстрация не позволила бывшим коммунистам участвовать в перераспределении собственности и, пользуясь своими связями и полномочиями, переоформить государственную собственность в свои частные активы. Сравним с ситуацией на Украине начала 90-х, где бывшие коммунисты и комсомольцы использовали приватизацию для создания собственной бизнес-империи. Как итог, с конца 90-х Украина представляет собой страну олигархического капитализма, где олигархи к тому же напрямую участвуют в политике и занимают государственные должности», — отметил Слободчук. Напомним, ранее Верховная рада Украины с пятой попытки и в обход регламента приняла закон о люстрации чиновников, которые занимали руководящие должности с 2010 по 2014 год. Как заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк, под люстрацию попадет свыше миллиона человек.