Ленобласть и Минобороны решают, быть ли единой экспозиции о легендарной «Дороге жизни»
Санкт-Петербург, 3 сентября, 2014, 11:57 — ИА Регнум. Спорный вопрос о месте строительства нового музея Дороги жизни будет решен в течение месяца. Как сегодня, 3 сентября, сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил журналистам, подводя итог совещания по вопросам строительства нового выставочного центра музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни», губернатор Ленинградской области
«Принято решение о том, что Акционерный коммерческий банк „Россия“ совместно с правительством Ленинградской области, в соотношении пятьдесят на пятьдесят, готов провести необходимые работы по проектированию и строительству современного музея „Дорога жизни“. Мы рассматриваем три варианта размещения музея. Сегодняшнее предложение Минобороны разместить его в деревне Морье, на площади 1,7 га. Второй вариант — в границах сегодняшнего месторасположения, и третий — забор в забор с этим музеем — на землях муниципальной собственности», — пояснил он.
По словам губернатора, площадь здания и планировка старого музея не соответствуют современным требованиям — выставочная площадь составляет всего 270 метров, отсутствуют элементарные удобства, нет кафе, зон отдыха, магазина, где продавались бы сувениры.
«Для нас очень важно время. Мы проводили переговоры, просили Министерство обороны подтвердить возможность выделения земельного участка, такое подтверждение получили, но, к сожалению, как в любом крупном министерстве, есть разные ведомства: кто-то отвечает за земельный участок, кто-то за сферу культуры, кто-то за развитие. Поэтому на сегодняшний день остается один нерешённый вопрос. Как ни странно — это не вопрос денег. Сегодня не существует проблемы, где взять деньги», — отметил глава региона.
«В течение сентября завершим переговоры с Министерством обороны, и в дальнейшем у нас будет два пути: наиболее предпочтительный — сделать единый выставочный комплекс, либо рядом с нашим выставочным комплексом Минобороны будет строить современный музей с наполнением за счёт средств Министерства культуры, где подтвердили, что готовы выделить экспозицию. Много экспонатов находится в Музее блокады Ленинграда, множество материалов в архивах и в нашем музейном агентстве».
Глава региона признал, отвечая на вопрос журналистов о количестве средств, которые потребуются, что пока сложно говорить об этом — нет проекта. "Но, думаю, если говорить о выставочном пространстве 800 метров, думаю, порядка 100 миллионов выделит правительство Ленинградской области и примерно столько же наши партнеры — «Акционерный коммерческий банк „Россия“. Думаю, этого достаточно, чтобы создать современный музей», — сказал Дрозденко.
Напомним, о том, что музей в деревне Кобона на месте сгоревшего в 2010 году будет построен к 70-летнему юбилею Победы, губернатор Ленобласти заявил в ходе объезда памятников Дороги жизни, расположенных во Всеволожском районе, в преддверии 70-летия полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.
Кобона — деревня Суховского сельского поселения Кировского района Ленинградской области. Расположена на берегу Ладожского озера в устье реки Кобоны (Кобонки) в месте пересечения её с Ладожским каналом. В годы Великой Отечественной войны здесь проходила Дорога жизни. В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса 125 км) и Кобона (малая трасса 35 км) до порта Осиновец, в период ледостава — по ледовой дороге на автомашинах из Кобоны до Ваганова и Коккорева.
Первая колонна из 60 машин с продовольствием ушла из Кобоны по льду Ладожского озера в блокированный Ленинград 23 ноября 1941 года. Зимой 1941-1942 годов в Ленинград через Кобону было перевезено более 360 тысяч тонн грузов, главным образом продовольствия и боеприпасов, а из Ленинграда были эвакуированы около полумиллиона человек. Летом 1942 года был создан Кобоно-Кареджский порт. К северу от Кобоны было построено восемь пирсов длиной по полкилометра. Сюда подвели временную железнодорожную линию, связывающую Ладожское озеро со станцией Войбокало. От Осиновца до Кобоны работала паромная переправа для транспортировки паровозов и железнодорожных вагонов.
По дну Ладожского озера были проложены трубопровод для горючего и подземный кабель для передачи в Ленинград электроэнергии Волховской ГЭС. Зимой 1942-1943 годов от Кобоны до Осиновца снова стала действовать автомобильная дорога по льду Ладожского озера.
Напомним также, Музей Дороги жизни в Кобоне сгорел после празднования 65-летия Победы, в мае 2010 года. В этом же здании дореволюционной постройки располагался и музей поэта Александра Прокофьева. Музей Дороги жизни был создан в конце 1980-х годов как филиал Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». Помимо прочих экспонатов, сгорел уникальный макет Ладожского озера, созданный участниками боев за Ленинград. Возгорание произошло из-за неисправной электропроводки. Ущерб был оценён в 2,5 млн рублей.