Намеченные на ноябрь текущего года президентские выборы в Румынии уникальны, и уже заранее можно сказать, что они окажут существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику этой страны и региона в целом.

В числе фаворитов на выборах впервые за последние 10 лет нет ярко выраженных румыноунионистов. Эпоха Траяна Бэсеску уходит в прошлое. Что касается тех, кто идет ему на смену, то и действующий премьер Виктор Понта, и его главный конкурент, мэр Сибиу Клаус Йоханнес, и тем более лидер Демсоюза венгров Румынии Келемен Хунор известны умеренностью и критическими взглядами на популистскую внешнюю политику Бэсеску, в первую очередь в отношении соседней Молдавии.

Интерес представляет и рассмотрение списка кандидатов с точки зрения их этнической принадлежности. В цивилизованном государстве с сильными демократическими и гражданскими традициями на это можно было бы не обратить внимание, но тут иное дело. В топе ведущих кандидатов впервые двое нерумын (Клаус Йоханнес - этнический немец, Келемен Хунор - венгр), что необычно для закомплексованной этнократической Румынии.

Эти же кандидаты известны как минимум скептическим отношением к заскорузлой националистической модели румынского государства, а венгры вдобавок жестко критикуют ее унитарный характер. Немцы же, в том числе на уровне официального Берлина, являются самыми жесткими в ЕС критиками румыноунионистских претензий Бухареста.

Показательно, что национально-этнический вопрос уже оказался в центре еще даже официально не начавшейся президентской гонки. В румынских СМИ и политическом классе, в том числе на самом высоком уровне, полным ходом идет острая дискуссия о том, созрела ли Румыния для того, чтобы пост президента мог занять представитель "нетитульной" этнической принадлежности, в частности немец Йоханнес, чьи шансы на этих выборах оцениваются довольно высоко.

В самом факте дискуссии кроется ответ: повторюсь, в зрелом цивилизованном европейском государстве такие дискуссии ограничились бы крайне правыми маргинальными кругами, а тут об этом рассуждает целый премьер-министр. Интересна и реакция оппонентов: критикуя Понту за архаичный национализм и ксенофобию, его медийные критики сами сбиваются на русофобию, критикуя Понту в "скатывании на Восток", симпатии к России и "путинской стилистике".

Тем не менее, впервые за последние годы президентская кампания в Румынии видимо будет представлять собой интересное и захватывающее зрелище. Более того, на румынские избирательные участки в Бессарабии есть повод явиться не только клиническим индивидуумам, сбрендившим на теме геополитики и румыноунионизма, но и другим обладателям румынских паспортов, среди которых, как известно, далеко не одни "бессарабские румыны", и даже не мало, к примеру, гагаузов и русских, взявших румынские паспорта не из идеологических, а из социально-экономических соображений.

Как известно, в Молдавии проживают до полумиллиона граждан Румынии, при этом на выборы приходят пару тысяч ряженых унионистских клоунов. На этот раз нормальные, адекватные бессарабцы имеют все шансы и даже обязанность помочь Румынии избавиться от националистического и унионистского наваждения и избрать президента не униониста, не националиста, а в идеале - в рамках антинационалистической терапии - не румына. Это пойдет на пользу в первую очередь самой Румынии, но также и Молдавии, и Гагаузии, и нашим венгерским ситуативным союзникам из Трансильвании, и другим странам региона, и даже Евросоюзу в целом.

Некоторые выводы, впрочем, можно сделать уже сегодня. Борьба за пост президента Румынии, по крайней мере, на уровне внутриполитической риторики, разворачивается между чуть ли не "симпатизантом Путина" Понтой и нерумынами Йоханнесом и Хунором, бунтующими против "национального государства". Вряд ли хоть кто-то из них в случае победы всерьез будет готов к резкой и фундаментальной смене геополитической роли Румынии. Но очевидно, что как минимум румыноунионизм уходит на обочину румынской политики. А это означает, что закатывается и звезда бессарабских унионистов. Более того, можно надеяться, что исцелившись сама от националистических и унионистских маний, Румыния могла бы научить чему-то и своих увязших в нацистской архаике бессарабских адептов. Так что пожелать, а по мере гражданских возможностей и помочь Румынии выздороветь - в наших общих интересах.

Александр Ангели - гагаузский политолог.