Ануш Левонян: Армения-Карабах-Азербайджан: в чем причины роста военной напряженности?
Резкое обострение ситуации на линии противостояния армянских и азербайджанских сил в Нагорном Карабахе и на границе двух государств - Армении и Азербайджана в конце июля - начале августа 2014 года заставило наблюдателей заговорить о высокой степени вероятности возобновления полномасштабной войны. Об этом говорится и в специальном заявлении министерства обороны Армении.
Основания для подобных опасений имеются: за последние дни стороны потеряли убитыми и ранеными не менее двух десятков человек, есть жертвы и пострадавшие среди мирного населения, в районах противостояния концентрируются значительные силы бронетехники и фронтовой авиации. Ожесточенные перестрелки ведутся с применением не только стрелкового оружия, но и ствольной и реактивной артиллерии.
Разумеется, обе стороны пытаются переложить друг на друга ответственность за происходящее. Однако тот факт, что потери азербайджанской стороны существенно превышают потери армян (ориентировочно в пропорции 4:1), сам по себе свидетельствует, что именно азербайджанские вооруженные силы вели наступательные действия, а Армия обороны Карабаха осуществляла оборонительные меры.
Свою обеспокоенность происходящим выразили министерство иностранных дел России, государственный департамент США (призвавший президентов
Вероятно, международный нажим в какой-то степени оказал свое воздействие, поскольку 3 августа напряженность в боевых действиях стала спадать. Во всяком случае, азербайджанские самолеты, совершающие облеты линии фронта в Карабахе, воздушную границу непризнанной НКР не нарушили, а крупные бронетанковые соединения, переброшенные Азербайджаном из глубины, в боях участия не приняли. Более того, стало известно, что на днях лидеры противоборствующих сторон должны встретиться в Сочи. На фоне того, что о готовившихся ранее Францией и США аналогичных встречах в Париже и в Нью-Йорке никто уже и не вспоминает, логично предположить, что переговорный процесс вновь будет вестись под эгидой России.
В свете этого рассуждения некоторых наблюдателей в Ереване, склонных считать, что обострение спровоцировано Россией, не выдерживают критики. Мол, Москва "обиделась" на
Крупные приграничные столкновения могут в какой-то момент выйти за локальные рамки, и в этом случае Москва обязана будет - в соответствии с двусторонним договором о взаимной помощи - вмешаться в ситуацию на стороне Армении. Аналогично, по идее, должны будут поступить и другие государства - союзники Еревана по блоку ОДКБ. На фоне положения в восточных областях Украины и очень неоднозначного отношения к карабахскому конфликту среди стран ОДКБ ничего более нежелательного для России быть не может. Напротив, Россия заинтересована в стабилизации Закавказья, включении не только Армении, но и Азербайджана в Таможенный союз и Евразийский экономический союз, в создании общерегионального рынка и военно-политического "пояса безопасности", который в некоторой степени оградит южное подбрюшье страны от происходящего на Ближнем Востоке.
Можно сказать, что обострение ситуации в Закавказье сегодня выгодно Западу - именно потому, что не выгодно России. Однако и подобный вывод был бы, думается, слишком прямолинейным, особенно, если воспринимать Запад в качестве некого единого целого. Армяно-азербайджанская война полностью обрушила бы транспортно-энергетическую инфраструктуру региона, на много лет лишив Европу надежд на стабильное снабжение энергоносителями из бассейна Каспия. Не стоит и говорить, насколько нежелательна подобная перспектива по причине известных коллизий вокруг поставок российского газа в страны ЕС по территории Украины.
Но тогда, быть может, это выгодно внутренним игрокам? Ведь сказал же вице-спикер армянского парламента
Эксперты ИА REGNUM уже обратили внимание на то, что создание де-факто военной обстановки на линии армяно-азербайджанской границы и на линии огня в Карабахе выгодно тем силам, которые категорически не желают вступления Армении в Таможенный и Евразийский союзы до тех пор, пока не будет внесена ясность в вопрос о статусе Нагорного Карабаха (разумеется, в пользу Баку). Уже не секрет, что именно эта проблема явственно тормозит официальное вступление Армении в постсоветские интеграционные структуры. Такие силы хорошо известны. Помимо самого Азербайджана, это Турция, Казахстан и в какой-то степени - Белоруссия. Причины их негативного отношения к присоединению Армении известны, вряд ли о них следует говорить подробно. Баку и Анкара понимают, что членство Еревана в ТС и ЕАЭС обесценит ведущуюся блокаду Армении, станет поводом к тому, что турецкой стороне труднее будет держать закрытой границу с Арменией, которую она не желает деблокировать ради поддержки азербайджанских претензий на Карабах. Казахстан также неприкрыто и активно поддерживает единоверный и единокровный Азербайджан. "Батька Лукашенко" позиционирует себя в качестве принципиального противника любых "нарушений территориальной целостности". Подход всех этих акторов прост: граница ТС и ЕАЭС не может быть линией фронта.
Все это, безусловно, осложняет положение Армении и создает достаточно серьезные препятствия для реализации экономических и геостратегических задумок России в регионе. В последнее время ситуация еще более осложнилась из-за американского демарша в адрес Еревана. Как известно, посольство США в Армении "предупредило" государственные и предпринимательские структуры республики о нежелательности сотрудничества с теми российскими компаниями и организациями, которые вошли в санкционный список Вашингтона из-за Украины. Учитывая, что подавляющая доля армянских транспортных и энергетических инфраструктур, практически вся связь и заметная часть действующих в стране компаний принадлежит России, которая является ведущим торгово-экономическим партнером Еревана, выполнение подобного требования, как минимум, нереалистично. Тем более это невозможно в случае вступления Армении в ТС и ЕАЭС.
Думается поэтому, что нагнетание военных рисков последнего времени провоцируется Азербайджаном, ощущающим неявную, но существенную поддержку Турции, Казахстана и Белоруссии при "благожелательном нейтралитете" США, который хоть и носит в данном случае ситуативный характер, но от этого не становится менее существенным подспорьем для Баку. О том, как на Апшероне видят решение назревшей проблемы, свидетельствует высказывание азербайджанского эксперта в области безопасности, доктора юридических наук, профессора Кямиля Салимова. По его словам, которые цитирует echo.az, "при создавшемся положении в Нагорном Карабахе и вокруг него необходимо совершить в глобальном смысле геополитический прорыв. Безусловно, одним из выходов является применение силовых мер, а именно начало боевых действий в зоне конфликта для освобождения оккупированных территорий. В этом контексте силовые приемы как способ разрешения конфликта в принципе нельзя исключать из арсенала допустимых средств. Их применение может быть оправдано при условии, что сила, в том числе и вооруженная, применяется в законных рамках, и лишь тогда, когда мирные средства оказались неэффективными".
Трудно сказать, известна ли профессору Салимову консолидированная позиция государств-сопредседателей МГ ОБСЕ относительно того, что карабахский конфликт силой не может быть решен. Но очевидно, что высказанная позиция - опасная, чреватая вполне предсказуемыми последствиями и авантюристическая по своей сути. Отметим, что на днях группа известных европейских экспертов по вопросам безопасности - членов Специальной рабочей группы "Строительство большой Европы" выступила с заявлением относительно рисков утраты контроля за событиями в конфликтных зонах и вероятности непредвиденных эскалаций кризисных ситуаций. В документе, публикуемом Deutsche Welle, говорится. в частности, что ряд инцидентов на Черном море и в Славянске показали возможность утраты контроля над кризисной ситуацией. Авторы документа считают, что "опасность вооруженных столкновений высока в Грузии, Приднестровье и Нагорном Карабахе". "Никто не заинтересован в том, чтобы эти конфликты возобновились, дополнительно осложнив текущий кризис... НАТО, ЕС и Россия должны не только проявлять максимальную сдержанность по отношению к каждому из этих споров, но и использовать свое влияние для недопущения со стороны местных игроков шагов, которые могли бы вызвать внезапную эскалацию конфликта или усиление напряженности между Россией и Западом", говорится в заявлении, которое с российской стороны подписали экс-глава МИД РФ
Для ситуации, которая сложилась в регионе карабахского конфликта, эти опасения совершенно актуальны. Эксперты призывают политических лидеров дать "четкие распоряжения о соблюдении политики сдерживания на всех уровнях военного командования". Хочется надеяться, что именно такой подход станет доминирующим в ходе предстоящих в Сочи переговоров президентов
Ануш Левонян, политический обозреватель, Ереван