Сергей Гуркин: Одиннадцать уроков незаконченной украинской войны
Армения, 29 июля, 2014, 10:35 — ИА Регнум. Между Россией и Украиной нет войны, но нельзя сказать, что Россия не участвует в боевых действиях. МИД ведет политическую войну с западными партнерами, на Донбассе вместе с местными гражданами против Киева сражаются российские добровольцы, которых экономически поддерживают другие граждане России, включая бизнесменов. Не говоря уже про информационные бои - едва ли не главный фронт этой войны.
Несмотря на то, что противостояние России и западных политических кругов (именно политических кругов, потому что западный бизнес выступает против войны с Россией, а мнение граждан разделились и большинство из них остаются индифферентными) еще продолжается, некоторые выводы по итогам более чем полугода боев уже можно сделать.
1. К войне за умы надо готовиться заранее. Именно так поступили западные партнеры России, в особенности США, и на протяжении многих лет финансово поддерживали подготовку "майдана" в широком смысле этого слова. Направления деятельности некоммерческих организаций и прочих грантораздавателей ни для кого не секрет.
Россия вела себя инертно, уповая на прямые переговоры с властью, дотирование местной экономики и на здравый смысл жителей Украины, который должен был помешать увидеть в Москве врага, а в Вашингтоне - бескорыстного союзника. В отношении молодежи, движущей силы майдана, все эти аргументы оказались несостоятельными. Именно потому, что школа, вузы, СМИ и блогосфера были проиграны до начала боев. А потом было уже поздно.
2. Второй урок, который нужно взять у западных партнеров: действующими лицами противостояния должны быть только местные граждане. Можно сколько угодно раз объяснять про братские чувства, русское самосознание Крыма и Новороссии и общее прошлое. Но тот аргумент, что на майдане почти все были гражданами Украины, а на Донбассе почти половина ополченцев - граждане России, всегда будет действовать.
3. Третий и последний урок, который нужно взять у западных партнеров - работа с молодежью и работа в блогосфере. При этом не кажется обязательным подражать сектантству и повторять провокации. Для привлечения молодежи нужна честная и героическая история, в которой они смогут принять участие, а для победы в блогосфере требуется не ложь, но интенсивная работа, цельная картина и доступный язык.
Понятно, что Москва не могла делать ставку на украинский национализм того пещерного толка, который в итоге победил, и понятно, что в условиях уже начавшейся войны тупая и одномерная картина мира будет эффективнее. Но концепция "крутой Украины", не являющейся врагом России, на подготовительном этапе была вполне возможной. Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах нельзя называть врагами граждан, поддерживающих майдан - оппонентом являются только политики, только авторы лжи, раскола и провокаций, а граждан, находящихся в смешанных чувствах, ни в коем случае нельзя отталкивать.
4. Следует действовать быстро. Единственной явной победой в этом противостоянии оказался Крым. Именно потому, что действия были последовательными, уверенными и быстрыми.
5. Не нужно оправдываться. Многие русские философы отмечали, что русские всегда пытаются понравиться Западу. Так вот это совершенно бесполезно, когда речь идет о политике. Западные партнеры ведь не оправдываются ни за спровоцированный майдан (а, стало быть, и все дальнейшее), ни то, что их специалисты занимаются военной стратегией Киева, ни за то, что в 95% их собственных СМИ украинский конфликт освещается без всяких признаков объективности. Можно убеждать в своей правоте западных граждан, но не политиков, для которых все это - не мировоззренческий конфликт, а просто борьба за влияние.
6. Нужно выучить английский язык и нужно вести интенсивную работу в западных средствах массовой коммуникации, включая социальные сети. Нынешних ресурсов и действий недостаточно. Итоги этой неготовности - самые плачевные. Эффект от тех средств, которые есть - налицо. Но таких блогов, таких информагентств и таких телеканалов должно быть в десять раз больше.
7. Не нужно врать. Совершенно непонятно, для чего отдельные московские (или промосковские) информационные батальоны придумывают новости про распятых детей. Вполне реально совершаемых украинской властью преступлений более чем достаточно, требуется лишь четкая формулировка и настойчивое повторение. Ложь для усиления эффекта приводит лишь к ослаблению эффекта: как только ее разоблачают, обе стороны уравниваются в неправде. Зачем что-то придумывать, говоря о группировке, которая по своим стреляет, а города бомбит - загадка.
Не нужно врать, хотя сейчас тупая ложь (Россия ненавидит Украину, уничтожает Украину, завоевывает Украину) побеждает. Но она побеждает не потому, что ложь побеждает правду. А потому, что сейчас позиция Москвы слишком расплывчата, неопределенна, нецельна, произносится тихо и неуверенно. Цельность побеждает нецельность.
8. Правду нужно повторять снова и снова. Ложь нужно снова и снова разоблачать. Не нужно бояться повторяться, эффективное оружие нужно применять столько раз, сколько потребуется. Подавляющее большинство козырей находятся у Москвы, но она почти не использовала их потенциал.
Это ведь майдан силой свергал законную власть, стрелял по своим, сжигал людей заживо, нарушал договоренности, после победы уничтожает противников политически и физически, взвинчивал антирусскую истерику ради победы на выборах, сохранения власти и получения помощи, а теперь уничтожает собственных мирных сограждан. Это ведь Россия много лет экономически поддерживала Украину, а сейчас кормит донбасских беженцев и лечит украинских солдат.
Сравните, насколько эффективно использованы эти аргументы - и насколько эффективно использовал свои аргументы оппонент. При том, что у него аргументов всего два, один из которых (силовой захват Крыма) - прямая ложь, а другой (силовая поддержка ополченцев) - полуправда.
9. Необходима картина мира, на которую при обосновании своих действий можно ссылаться. Западные политики ссылаются на концепцию либеральной демократии. И это действует - вопреки тому, что на майдане ценности демократии были представлены исключительно в риторике. Нельзя уповать только на общее прошлое и общую культуру. Здравый смысл тоже нуждается в формулировании.
Разумеется, Москва не может соревноваться в произнесении либеральных речей. Скорее речь должна пойти о христианских ценностях и понятии справедливости. Так или иначе отсутствие такой теоретической базы - огромный недостаток.
10. При этом реальность России должна хотя бы в общих чертах соответствовать этой теории. Сила, как говорил известный персонаж, в правде. Предъявление одной лжи (про справедливость) против другой (про демократию) может помочь одержать военную победу, но не победу по сути. Пока "патриотичные бизнесмены" живут в Лондоне, а самым прибыльным бизнесом является государственный надзор, невозможно убедить кого-либо в преимуществе такого пути. Это не значит, что ничего нельзя сделать. Это значит, что обе задачи - внутреннюю и внешнюю - нужно решать параллельно.
11. Последняя задача, вытекающая из предыдущей - нужна популяризация своей позиции, нужен пиар. Дэвидов Духовных должно быть много. Козыри в лице культуры, общей истории, общего языка, социальной адекватности (от высоких пенсий до отсутствия гей-парадов) недостаточно просто иметь, их нужно разыгрывать. О них нужно говорить. Как и по всем предыдущим пунктам, тут не нужна ложь - только формулирование и повторение.
Сергий Радонежский, Александр Пушкин, Петр Столыпин, Николай Бердяев и еще тысячи и тысячи русских смотрят на нас с недоумением, размышляя, когда же мы сложим два и два и докажем своим партнерам, что получилось четыре.