"Основной упор в сельской медицине должен быть сделан на доступности": и.о. челябинского губернатора
Челябинская область, 24 июля, 2014, 07:51 — ИА Регнум. И.о. губернатора Челябинской области
Перед началом совещания Дубровский проверил работу трех офисов врачей общей практики в Чесменском и Варненском районах. "Надо понять, почему такая разница в оснащении и в состоянии самих помещений, - отметил глава региона. - В первом не было ничего страшного, однако дальше я увидел учреждения более высокого уровня".
Открывая заседание, и.о. губернатора подчеркнул, что место проведения было выбрано неслучайно: "Достаточно крепкий в экономическом и социальном плане, при этом типичный сельский район, который можно рассматривать в качестве модели для развития медицины". На совещание в Варну приехали представители Октябрьского, Брединского, Агаповского, Кизильского, Троицкого, Карталинского, Верхнеуральского, Уйского, Нагайбакского, Увельского, Чебаркульского, Чесменского и Еткульского районов.
Глава региона напомнил участникам, что свыше 670 тысяч южноуральцев живут в сельской местности. "Основная претензия - слишком высокий разрыв между стандартами медицинской помощи на селе и в городе, в два-три раза меньше обеспеченность врачами. Вместе с тем люди прекрасно понимают, что невозможно в каждом районе выстроить кардиоцентр", - сказал Борис Дубровский.
По мнению главы региона, высокотехнологичная медицинская помощь может быть сфокусирована в крупных центрах, а жители Челябинской области должны иметь возможность незамедлительно ее получить. "Основной упор в сельской медицине должен быть сделан на доступность и расширение первичной медицинской помощи. Это фельдшерские пункты, офисы врачей общей практики, кабинеты неотложной помощи",- уверен Дубровский. Напомним, в Стратегии развития региона до 2020 года, с которой и.о. губернатора выступал перед южноуральскими парламентариями, сделана ставка именно на раннее выявление заболеваний.
Отдельно глава региона прокомментировал мобильность в работе скорой помощи: "У нас есть территории, где на каждый четвертый вызов скорая помощь добирается по полчаса и больше. Внешне, это вполне благополучные территории - например, Троицкий и Чебаркульский районы. Тем не менее - лидеры по медлительности. В Чебаркульском районе до сих пор нет своих подстанций скорой помощи. Считаю, что эту ситуацию нужно менять в первую очередь. Такие задачи вполне решаемы. Сейчас в модернизацию здравоохранения направляются значительные ресурсы, в том числе на приобретение транспорта и оборудования, ремонт помещений. Действует программа по привлечению специалистов "Земский доктор", повышается зарплата медицинского персонала".
Кроме того, Дубровский высказал мнение о программе всеобщей диспансеризации, которая действует в Челябинской области с 2013 года. "На промышленных предприятиях такая работа ведется давно и обязательна для всех работников. По своему директорскому опыту знаю, что эффект от таких мероприятий составляет сотни миллионов рублей, - отметил глава региона. - Село более консервативно - не более 60% - охват диспансеризации. Надо понять, как охватить все 100%".
Далее глава Варненского района Сергей Маклаков сообщил Борису Дубровскому о том, каким образом в вверенной ему территории организовано оказание медицинской помощи населению.
Следом и.о. министра здравоохранения Челябинской области
Руководитель областного минздрава также вынес предложения о переводе муниципальных учреждений здравоохранения в статус государственных и о перечислении южноуральским здравницам средств в том объеме, который соответствует эффективности их работы. Вопрос смены статуса больниц вызвал неоднозначную реакцию глав - участников совещания. Некоторые руководители муниципалитетов опасаются потери управления в здравоохранении. Они уверены, что ряд проблем необходимо решать оперативно на местном уровне. Другие, напротив, считают, что такие изменения уравняют положение районов по части медицины.
"Поддерживаю идею перевода в государственные медучреждения, - прокомментировал Дубровский. - Мы должны выяснить, как не потерять хорошее в успешных районах и улучшить не очень хорошие показатели в других территориях. Эта работа была начата, и надо ее продолжить. Подготовьте мне новые графики и анализ такого перехода больниц из одного статуса в другой".
Помимо этого, и. о. губернатора поинтересовался у присутствующих, какую технику необходимо закупить в районы, чтобы "подтянуть" медицину. "Лучше один раз основательно вложиться и потом не испытывать проблем с постоянным дооснащением", - заметил и.о. губернатора. Эта позиция Дубровского соответствует задаче, заложенной в Стратегию развития региона до 2020 года в части оптимизации расходов. Глава региона погрузился и в вопросы дистанционной медпомощи. Она на селе становится все более востребованной. Дубровский поручил профильным структурам представить соответствующую программу развития этого направления.
Отдельное задание главы региона получил руководитель Октябрьского района Михаил Молчан - за месяц подготовить план работ по снижению смертности местного населения.
В Челябинской области в системе сельского здравоохранения насчитываются 26 учреждений, в том числе 18 центральных районных и пять участковых больниц. В структуре этих учреждений 56 амбулаторий, 148 офисов врачей общей практики (фактически работают 141), 622 фельдшерско-акушерских пунктов (работают 559, в 26 нет персонала), 12 кабинетов неотложной помощи, 18 станций медпомощи. Из 622 зданий фельдшерско-акушерских пунктов 9 требуют сноса, 28 - реконструкции, 256 - капитального ремонта.
По программе модернизации здравоохранения в 2011-2013 было закуплено 1418 единиц оборудования и транспорта, а также организованы 37 офисов врачей общей практики.