В этом году с начала навигационного периода по состоянию на 22 июля через Городецкие шлюзы в Нижегородской области пришли 3392 судов, что почти на 11% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщили ИА REGNUM в Городецком РГСиС. Из-за маловодья на Верхней Волге некоторые пассажирские теплоходы вынуждены не только менять свои маршруты, но и вовсе отказываться от запланированных рейсов.

На минувшей неделе резонанс вызвало изменение маршрута пассажирского теплохода "Урал" из Перми с более чем 250 туристами на борту, прибывшего на вынужденную ночёвку в Нижний Новгород. Пассажиры купили путёвки на север, в Санкт-Петербург, но буквально через полчаса после отправления узнали, что судно из-за маловодья на Верхней Волге следует на юг - в Волгоград, говорится в сюжете ГТРК "Нижний Новгород". И отмечается со ссылкой на капитана судна, что в условиях низкой воды теплоход не прошел бы через Городецкие шлюзы - там действует ограничение по осадке судов.

Напомним, 16 июля на пресс-конференции в Нижнем Новгороде руководитель Верхне-Волжского бассейнового водного управления Александр Баринов сообщил о том, что из-за маловодья были полностью отменены 23 рейса.

Отметим, что с 21 июля на участке от Городецких шлюзов до Балахны в очередной раз продлено ограничение по пропуску судов в зависимости от их осадки. По данным речников, гарантированная судоходная глубина 3,5-4 м выдерживается здесь лишь несколько часов в сутки, в остальное время она составляет около 2 м. В условиях режима экономии воды крупнотоннажные суда, в том числе и пассажирские, проходят шлюзование за 2-3 суток вместо 4 часов. Эксперты оценивают потери судоходных компаний на участке Городец-Нижний Новгород примерно в 1 млрд рублей, государства в целом - в 20 млрд рублей в год.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, для Нижегородской ГЭС нынешний год по объему половодья вошел в пятерку самых маловодных лет за всю историю эксплуатации станции, что вызвало затруднения в судоходстве на участке от станции до Нижнего Новгорода. Энергетики настаивают на том, что проблема навигации на Верхней Волге в условиях любой водности будет закрыта при подъёме уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки - 68 метров (в настоящее время - 63 метра). При этом гарантированная глубина судового хода 4 м независимо от сбросов Нижегородского гидроузла будет обеспечиваться по всей Волге. В настоящий момент навигация здесь обеспечивается только при повышенных расходах ГЭС, которые в маловодные годы зачастую невозможны. А Чебоксарская ГЭС работает в транзитном режиме и не участвует в сезонном регулировании стока.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Чебоксарское водохранилище расположено на территории трёх субъектов России - Нижегородской области, Чувашии и Марий Эл. На протяжении более 30 лет проблемным остаётся вопрос подъёма уровня воды до 68-й отметки. Чувашия вместе с энергетиками выступает за подъём уровня воды до проектной отметки, ссылаясь на обмеление реки, узкий транспортный коридор и угрозу экологической катастрофы. Марий Эл и Нижегородская область против повышения из-за затопления территорий.

В 2010 году руководство России решило вернуться к завершению реализации проекта Чебоксарской ГЭС. Проект носит общегосударственный характер и затрагивает интересы 39 регионов, производящих почти половину всей промышленной и сельскохозяйственной продукции страны. 21 апреля 2010 года Владимир Путин подписал распоряжение о подготовке изменений в проектную документацию "Строительство Чебоксарской ГЭС на реке Волге", предусматривающих возможность установления нормального подпорного уровня Чебоксарского водохранилища на отметке 68 м. Затем на совещании в Астраханской области 17 августа 2011 года президент Дмитрий Медведев отметил, что разработка данной проектной документации должна быть завершена.

Проектная документация была представлена на Государственную экологическую экспертизу 27 декабря 2012 года. Было выдано заключение, как и предсказывали разработчики, о несоответствии требованиям законодательства РФ в области охраны окружающей среды. "Значительная часть замечаний экспертизы связана с тем, что проектные материалы и расчеты выполнены до принятия решения о строительстве. Экспертизой справедливо отмечается, что не оформлены земельные участки под строительство, не согласованы корректировка границ особо охраняемых природных территорий, их упразднение или изменение правового режима охраны. Однако все эти невыполненные действия входят в компетенцию не компании, а соответствующих государственных органов федерального, регионального и местного уровня", - говорят в "РусГидро".

В настоящее время ведется доработка проекта по замечаниям Государственной экологической экспертизы, связанным с более полной оценкой воздействия на затрагиваемые особо охраняемые природные территории. Для окончательного решения вопроса по Чебоксарской ГЭС необходимо предоставить в правительство РФ результаты не только экологической, но и градостроительной экспертизы, а также результаты комплексной экономической оценки проекта. Судьбу Чебоксарского водохранилища с учетом всех обстоятельств будет решать руководство страны.

Между тем, работа над проектом и его общественное обсуждение выявили проблемы, которые десятилетиями старались не замечать местные власти, подчёркивают на Чебоксарской ГЭС. "Необходимо достроить инженерную защиту Чебоксарского водохранилища, чтобы обезопасить во время сильного половодья 17 тыс. человек в 12 населенных пунктах Нижегородской области, Марий Эл и Чувашии, защитить от подтоплений Заречную часть Нижнего Новгорода, ликвидировать накопленный экологический ущерб в Дзержинске, лидирующем в России по количеству химических свалок. Основная часть мероприятий, заложенных в проекте, должна быть выполнена в любом случае, на какой бы отметке ни работала Чебоксарская ГЭС", - подчёркивают энергетики.