Ануш Левонян: Сближение Турции с Таможенным союзом и перспективы армяно-турецких отношений
Москва, 21 июля, 2014, 00:11 — ИА Регнум. Переговоры министра экономического развития России
В частности, бакинский портал haggin.az полагает, что результатом этих переговоров может стать, ни много, ни мало, изменение геополитической ситуации в регионе Закавказья. Такой вывод делается на основании того, что турецкий министр, со слов Улюкаева, выступил с инициативой более тесного сотрудничества Анкары с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана, включая возможность создания между Турцией и ТС зоны свободной торговли и перехода на национальные валюты при взаиморасчетах. С этой целью стороны предполагают создать рабочую группу, которая уже в сентябре сможет начать обсуждение таких перспектив.
Учитывая, что Армения уже до конца нынешнего года должна стать как членом ТС, так и войти в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), делается вывод, что в новой ситуации неизбежно должна быть открыта армяно-турецкая граница, которая, напомним, в одностороннем порядке блокирована Турцией с 1993 года. Но поскольку Баку категорически против этого, то издание делает весьма поспешный вывод. "Чтобы Турция смогла войти в Таможенный союз, армянские войска должны быть выведены из Нагорного Карабаха и семи прилегающих оккупированных районов Азербайджана". Мало того, в Баку считают, что и Анкара, и Москва уже обо всем договорились. "При удачном исходе турецкого гамбита не исключено, что и Азербайджан может войти в Таможенный союз, укрепленный ближайшим своим союзником - Турцией. И единственной жертвой, которую придется принести для успешного развития игры в целом, станет открытие Турцией границы с Арменией. Зато союз Анкары с Баку сделает свое дело и в Таможенном союзе, и они смогут играть в нем одну из ведущих ролей".
Думается, подобный подход, который выглядит слишком примитивным, тем не менее, полностью отражает господствующие в Баку настроения и ожидания. Однако вероятность их реализации на практике крайне невелика. Эксперты ИА REGNUM уже неоднократно указывали, что ни Ереван, ни Анкара не отзывают из парламентов парафированные в Цюрихе в 2009 году протоколы о нормализации двусторонних отношений и деблокаде границы именно потому, что замороженный процесс армяно-турецкого примирения, тем не менее, имеет шансы на возрождение. Однако шансы эти связаны вовсе не с тем, что - как утверждают в Баку - нормализация должна происходить за счет "возвращения Карабаха Азербайджану", а с превращением Армении после вступления в ТС в своего рода связующее звено между свободными рынками Таможенного и Европейского союзов, поскольку Турция входит в зону свободной торговли ЕС. И тот факт, что сегодня Анкара стремится сблизиться с ТС в целом и с Россией - в частности, существенно повышает вероятность подобного развития событий. Разумеется, это действительно способно привести к заметным геополитическим сдвигам в Закавказье, однако они никак не будут связаны с карабахской проблематикой. Всё обстоит с точностью до наоборот.
Как известно, в последнее время сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху все настойчивей предлагают сторонам конфликта дать согласие на реализацию небезызвестных Мадридских принципов, которые должны стать предварительным этапом на тернистом пути к окончательному мирному соглашению. При этом чаще обычного происходят дозированные утечки, по которым можно судить, что посредники стремятся подвигнуть конфликтующие стороны на принятие поэтапного варианта урегулирования. Одним из шагов при этом должна стать именно деблокада армяно-турецкой границы и постепенное возрождение общего рынка в регионе. Возможно, сегодня, на фоне украинского кризиса, это - единственный вопрос, в котором подходы России и США во многом совпадают. Действительно, данный план предусматривает вывод армянских подразделений из ряда районов вокруг собственно непризнанной Нагорно-Карабахской республики при одновременном сохранении под контролем армянских сил Лачинского района в качестве связующего звена между Арменией и Карабахом. Однако никакими планами не предусмотрено "возвращение" НКР Азербайджану, о чем в Баку великолепно знают. Речь идет о том, что Азербайджан в обмен на возвращение ряда районов соглашается с проведением в будущем юридически обязывающего референдума о статусе края. И поскольку результаты такого референдума совершенно предсказуемы, азербайджанская сторона называет предложения посредников "предложением капитуляции".
Представляется, что обоюдное стремление Москвы и Анкары начать сближение на площадке ТС не должно порождать в Азербайджане далеко идущих надежд. Во-первых, России вряд ли понравятся планы создания азербайджано-турецкого тандема, который при поддержке единоверного и единокровного Казахстана способен создать массу проблем российской стороне. Во-вторых, очень сомнительно, что при обсуждении вопросов расширения торгово-экономического взаимодействия Россия и Турция будут действовать с постоянной оглядкой на позицию Баку. Наоборот, скорее всего, карабахская проблематика ими будет выведена за скобки (как того, собственно, и требует буква Цюрихских протоколов), и, таким образом, вопрос открытия границы с Арменией перейдет в совершенно иную плоскость непосредственно российско-турецких отношений. И это тем более логично, что Россия контролирует армяно-турецкую границу с армянской стороны, поскольку договора о границах между Ереваном и Анкарой нет с момента обретения Арменией независимости. Поэтому, строго говоря, с чисто юридической точки зрения этот участок бывшей советско-турецкой границы вот уже более 20 лет является участком границы российско-турецкой.
В свете сказанного эйфория, высказываемая бакинскими экспертами в связи с переговорами российского и турецкого министров, непонятна. Ведь очевидно, что чем глубже будет российско-турецкое экономическое взаимодействие, тем больше появится у Москвы возможностей подталкивать Баку ко вступлению в ТС на собственных, но отнюдь не на азербайджанских условиях. И важным козырем при этом в руках российской стороны станет фактор армяно-турецкой границы, функционирование которой, повторим, принципиально не будет связываться с карабахским урегулированием, поскольку это неизбежно провалит все планы Москвы по возрождению регионального закавказского торгово-экономического организма, который должен функционировать под российским патронажем.
Ануш Левонян, политический обозреватель, Ереван