"Приднестровье - то ли на краю пропасти, то ли уже рухнуло в неё": обзор СМИ ПМР
Геополитика: "Каждый удар по Приднестровью бьет по престижу и безопасности России". Экономический кризис: "Так плохо еще никогда не было".
Геополитика: "Каждый удар по Приднестровью бьет по престижу и безопасности России"
27 июня в Брюсселе премьер-министры Грузии, Молдавии и президент Украины под отеческой опекой бывалых "европейцев" подписали соглашение с ЕС об ассоциации и зоне свободной торговли, пишут "Профсоюзные вести". То, к чему многие годы стремился правящий класс (но отнюдь не народ) трех этих стран свершилось, промежуточный результат политиками был достигнут. И ничего, что Турция ждет полноценного вхождения в Евросоюз почти 50 лет, и ничего, что столько же, а может быть и больше в европейском предбаннике придется дожидаться своей очереди и этим новоявленным членам ассоциации, и ничего, что в нее входят и такие далекие от Европы и экзотические страны как Чили и ЮАР, главное, что можно заявить своим подданным и избирателям: "Мы открыли вам окно в Европу". И ничего, что у самого народа они об этом не спросили, и ничего, что последствия могут оказаться не такими радужными, как представляется, главное, что политики выполнили самостоятельно взятые на себя обязательства и предвыборные обещания.
Что же выиграют и в чем проиграют страны-подписанты? - продолжают "Профсоюзные вести". Молдавия уже кичится, что у нее безвизовый режим с Евросоюзом. Не вопрос. Вопрос в том, кто этим преимуществом сможет воспользоваться? Гражданам Молдавии в странах ЕС можно будет находиться, но не работать. А много ли в РМ граждан, могущих позволить себе европейское турне ради развлечения. Большинство молдаван озабочено добычей хлеба насущного, и большая их часть предпочитает трудиться в России. Ну, на сем преимущества, пожалуй, и заканчиваются.
Теперь о минусах, о жирных минусах, пишут "Профсоюзные вести". Молдавский рынок наводняется качественным европейским товаром, зона торговли-то свободная. Это хоть и малоемкий, но все же рынок сбыта. В условиях глобальной конкуренции этот фактор немаловажен. В свою очередь европейцы для молдавских товаров устанавливают заградительные препоны в виде квот. Самое парадоксальное состоит в том, что даже сами молдавские власти признают, что с подписанием ассоциации с Евросоюзом для их страны будет действовать ограниченный лимит на экспорт.
Примечательно, что изначально устанавливаемые в тексте соглашения (в нём почти тысяча страниц) размеры квот на экспортируемую плодоовощную продукцию были затем увеличены в два раза, продолжают "Профсоюзные вести". Но как избалованного товарным изобилием европейца "заставить" покупать молдавские виноград и помидоры? Ведь тот же виноград поступает в Европу и из ЮАР, Чили, США (Калифорния), Марокко, не говоря уже о местном - французском и итальянском. И потом, даже увеличенные в два раза квоты для поставок молдавской сельхозпродукции не покрывают и 50% от объемов вывоза продукции в Российскую Федерацию. К примеру, в прошлом году только яблок Молдавия поставила на российский рынок более 180 тысяч тонн. Самое прискорбное состоит в том, что если рынок России, куда идет до 90% урожая сельскохозяйственных культур, закроется для поставок из Молдавии в рамках защиты внутреннего рынка от реэкспорта (18 июля Россельхознадзор ввел ограничения на ввоз в Россию молдавской сельхозпродукции, в частности, яблок, груш, айвы, абрикосов, вишни и черешни, персиков, нектаринов, слив и терна - прим. ИА REGNUM), то настанет полная... Многие отрасли аграрно-промышленного комплекса республики окажутся неконкурентоспособными, бизнесмены разорятся, их работники будут сокращены и пополнят ряды легальных и нелегальных трудовых мигрантов, в том числе в том же ЕС.
Оценки политических оппонентов нынешних правителей РМ, независимых экспертов-экономистов апокалипсические, пишут "Профсоюзные вести". Их квинтэссенция заключается в следующих посылах: вступление Молдавии в ЕС (соглашение об ассоциации с Евросоюзом не предусматривает не только "вступления в ЕС", но и статуса страны-кандидата на вступление - прим. ИА REGNUM) превратит её в колонию, а вместо устоявшегося стабильного восточного рынка сбыта товаропроизводители получат непредсказуемый и чуждый им европейский с его жёсткой конкуренцией товаров и услуг, всевозможными техническими регламентами, которых они просто не выдержат. Всё это приведёт к ещё большему обнищанию населения.
Но нам злорадствовать тоже негоже, продолжают "Профсоюзные вести". Приднестровье с подписанием соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли ЕС-РМ, не присоединившись к нему, теряет преференции в торговле с европейскими партнерами, которые то и дело настаивают - "географически вы Европа, значит, вам по пути именно с нами, а не с россиянами". Преференциальный режим продлится до 1 января 2016 г. А что будет потом? Мы взываем к Евросоюзу о подписании с нами отдельного соглашения. Но стоит понимать, что этот вопрос плавно трансформируется из экономического в политический - Кишинев на это точно не пойдет, а Евросоюз, в пику той же России, тем паче. Да, в этих жестких временных ограничениях необходимо развивать альтернативные рынки сбыта, прежде всего, российский. Но, во-первых, это не так просто - рынок есть рынок, и директивами потребителю при нынешней товарной конкуренции не укажешь покупать то, и не покупать другое. Во-вторых, для освоения новых - понадобится время, а его у нас в обрез.
Сергей Широков, директор Бюро политических исследований "Медиатор": "Почти десять лет Республика Молдова, еще со времен правления молдавских коммунистов и Владимира Воронина, с разной скоростью и степенью эффективности движется по пути евроинтеграции. Подавляющее большинство реальных политических сил в Молдавии поддерживают этот курс, а молдавские избиратели перманентно отдают им свои голоса на выборах. Является ли факт подписания соглашения об ассоциации исключительно политически мотивированным событием? На мой взгляд, однозначно, да. Мечта о "европейской Молдавии", столько лет пропагандируемая молдавским политическим истеблишментом, должна была получить содержательные формы и для молдавских граждан. Либерализация визового режима с Евросоюзом, соглашение об ассоциации и создание Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВЗСТ) с ЕС - хороший фон для правящей коалиции накануне парламентских выборов. В Брюсселе также должен присутствовать свой интерес в поддержании процесса евроинтеграции Молдавии, особенно на фоне украинских событий, и экономическая целесообразность для всех здесь уходит на второй план, включая даже наличие неурегулированного конфликта. Европейские эксперты оценивают положительный эффект для молдавской экономики от создания УВЗСТ с ЕС в среднесрочной перспективе, то есть, спустя 3 года, а может и 5 лет. Молдавские экономические эксперты и вовсе расходятся во мнении о наличии экономической выгоды от свободной торговли с ЕС. В этом контексте особенно важно избегать иллюзий. Подписав соглашение об ассоциации с ЕС, Республика Молдова расширила список из нескольких десятков стран, имеющих подобные соглашения (включая, например, Марокко, Чили и ЮАР). При этом наличие ассоциированных отношений вовсе не является гарантией будущего членства в ЕС, для этого, как минимум, нужно получить статус страны-кандидата и соответствовать "копенгагенским критериям". Для Хорватии, год назад ставшей членом ЕС, этот путь занял десять лет. Откроет ли соглашение об ассоциации с ЕС новые возможности для Молдавии по внутренней модернизации, покажет время. Выбор пути развития - это суверенное право Республики Молдова и ее граждан. Осенью в Молдавии пройдут парламентские выборы, и молдавские избиратели смогут продемонстрировать свое отношение к избранному курсу. Правда, пока мало кто ожидает, что к власти в Кишиневе придут политические силы, пропагандирующие иной вектор развития. Для нас в Приднестровье важнее другое - экономическое измерение данных процессов. Как показывает официальная статистика, порядка 80% приднестровского экспорта движется в западном направлении (Молдавия и ЕС). Из-за внутриполитической нестабильности на Украине оказалось практически парализовано транзитное сообщение в восточном направлении, что поставило на грань выживания приднестровские предприятия, работающие на рынках СНГ и России. При этом система торгово-экономических отношений между Кишиневом и Тирасполем остается деформированной. Продекларированное право Приднестровья на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность осталось текстом на страницах "Московского Меморандума", в то время как сохранение европейских автономных торговых преференций для приднестровского бизнеса до конца 2015 года и зависимость от таможенного оформления в Молдавии остаются свершившимся фактом. Переориентация производств на рынок СНГ и России в этих условиях является малоцелесообразным и финансово затратным процессом. Создание Зоны свободной торговли между Молдавией и ЕС приведет к актуализации проблемы таможенного досмотра и оформления для приднестровских производителей, проблемы, которая многократно являлась "болевой точкой" во взаимоотношениях Тирасполя и Кишинева. Решение проблемы УВЗСТ РМ-ЕС для Приднестровья в духе "все или ничего" является излишне жестким подходом и по экономическим, и по политическим соображениям. Особенно, если учитывать разницу во внешнеполитических векторах развития. Приднестровье все более явно оказывается "зажатым" между двумя интеграционными проектами - Европейским союзом и Евразийским союзом. При этом мы имеем с ними жизненно важные для нас и политические, и экономические связи. Сегодня Приднестровье как никогда остро нуждается в создании новой, надежно гарантированной системы внешнеэкономических отношений. Принимая во внимание приближающиеся парламентские выборы в Молдавии и объективную ограниченность политических полномочий молдавских переговорщиков, активность Приднестровья должна быть, в первую очередь, сфокусирована на Москве и Брюсселе, как ключевых игроках в регионе. Российско-европейский диалог по приднестровской проблематике мог бы также способствовать снятию напряженности в регионе и расширению потенциала развития. Иначе нас может ждать экономическая изоляция. Однако, очевидно, что экономическая изоляция Приднестровья в любых ее формах будет иметь прямые негативные последствия для всей системы стабильности и безопасности в регионе". ("Профсоюзные вести")
Владимир Ястребчак, политолог: "Подписание Соглашения об ассоциации между Республикой Молдова и Европейским союзом - одно из важнейших событий в новейшей истории Молдавии. Уже 2 июля документ ратифицирован молдавским парламентом при поддержке 59 депутатов из 101. Тем самым молдавский политический класс продемонстрировал высокую сплоченность, а отказ Партии коммунистов от голосования не должен вводить в заблуждение - ранее лидер ПКРМ уже заявлял, что в случае победы на парламентских выборах в ноябре он не намерен отказываться от подписанного соглашения. Таким образом, молдавские власти сделали решительный шаг в направлении европейской интеграции - по крайней мере, в доступных на данный момент форматах. Однако вопросов и вызовов с точки зрения развития молдавской государственности не только не убавилось, а наоборот, стало еще больше. К числу таких вопросов можно отнести следующие:
1) собирается ли официальный Кишинев довольствоваться статусом "ассоциированного партнера" или же планирует дальнейшие шаги по европейской интеграции. Известно, что премьер-министр Молдавии заявил о намерении молдавских властей подать заявку на членство в ЕС уже в 2015 году. Однако очевидно, что это, скорее, риторика для внутреннего пользования, поскольку ожидать соответствия Молдавии критериям членства в ЕС к 2015 году было бы слишком наивным. Кроме того, неясно, насколько сам ЕС будет заинтересован в наличии "двух румынских государств" в своем составе (Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский - прим. ИА REGNUM);
2) как официальный Кишинев собирается решать проблему синхронности европейской и евроатлантической безопасности, которая неизменно обеспечивалась во время последних расширений Евросоюза. Все государства Восточной Европы, становившиеся членами ЕС в последние годы, одновременно становились членами НАТО; молдавские власти, по-видимому, рассчитывают на создание собственного уникального восточноевропейского прецедента;
3) как молдавские власти планируют компенсировать потери собственным производителям, которые существенно возрастут;
4) как молдавские власти планируют договариваться с Гагаузией, где антиевропейские настроения достаточно сильны;
5) как молдавские власти планируют вести диалог с Российской Федерацией в случае применения Москвой вполне предсказуемых шагов для защиты собственных интересов.
Перечень вопросов не является исчерпывающим и может быть расширен на многие позиции. Несмотря на огромное количество вопросов, молдавское руководство всё же пошло на подписание соглашения, рассчитывая, по-видимому, на то, что "Запад нам поможет".
Для Приднестровья подписание Соглашения об ассоциации РМ и ЕС также несет больше вопросов и рисков, чем ответов. Как будет осуществляться работа приднестровских экспортеров, работающих на молдавском и европейском рынках? Как они будут получать сырье и насколько на этом отразится аналогичное ассоциативное соглашение, подписанное Украиной? Сохранится ли нынешний режим регистрации приднестровских предприятий, и как будут выдаваться документы для осуществления ими внешнеэкономической деятельности, включая сертификаты происхождения товаров и их качества. Вполне очевидно, что в случае применения новых правил с осени этого года дополнительный год, предоставленный Приднестровью в рамках автономных преференций, теряет свое значение. Означают ли новые правила регулирования, устанавливаемые соглашением, усиление давления на Приднестровье и следует ли ожидать нового переговорного, политического и правового кризиса? В этом контексте вполне закономерна пауза, взятая приднестровскими и российскими переговорщиками в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), поскольку очевидно, что все эти вопросы будут влиять на переговорный процесс. Впрочем, нет худа без добра. Во многом благодаря заключенному между Молдавией и Евросоюзом соглашению об ассоциации, в Москве состоялось подписание семи межведомственных соглашений между государственными органами Приднестровья и России, о необходимости которого давно говорили эксперты. Остается надеяться, что остальные решения в рамках российско-приднестровского взаимодействия будут приниматься так же оперативно". ("Профсоюзные вести")
Светлана Осипова, доцент кафедры политологии и политических процессов ПГУ, кандидат политических наук: "Подписание Грузией, Молдавией и Украиной соглашений об ассоциации с ЕС стало знаковым звеном в развитии проекта Европейского союза "Восточное партнёрство". Его заявленная цель - развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. "Восточное партнерство", как политический проект, - это своего рода региональное восточное измерение европейской политики соседства, которая была инициирована Евросоюзом в отношении "новых соседей" после очередного расширения в мае 2004 года. Оно является дополнением к проектам "Северное измерение" (страны Северной Европы, Прибалтики и Россия) и "Средиземноморский союз". На первый взгляд, всё выглядит вполне пристойно. Основными приоритетами реформ в странах-партнёрах и их сотрудничества с ЕС названы демократия, совершенствование системы управления и обеспечение стабильности; экономическая интеграция и конвергенция с отраслевой экономической политикой ЕС, включая создание зон свободной торговли; энергетическая безопасность; развитие контактов между людьми (либерализация визового режима и усиление борьбы с незаконной миграцией). Однако при детальном рассмотрении проблемы возникает закономерный вопрос: с какой стати "добрый" Евросоюз берёт под своё крыло страны, к оценке экономического и политического развития которых применимо определение "кризисное". Зачем Евросоюзу новая "головная боль"? А ларчик просто открывается: всё многообразие европейских проектов направлено на снижение степени влияния на европейские процессы России, способной конкурировать в "политических играх" не только с Европой, но и, как показывает практика (например, в Сирии), с США. Постсоветские государства, вовлечённые в "Восточное партнёрство", ждут от соглашения об ассоциации с ЕС "чудесного". Главное - быстрого превращения в развитые цивилизованные сообщества. На самом деле, ничто не мешает стране и народу быть цивилизованными и вне рамок какого-либо партнёрства, сообщества или союза. Поэтому столь настойчивое "продавливание" европейского проекта должно было бы насторожить правительства Грузии, Молдавии и Украины, заставить вынести вопрос на референдарное обсуждение, а при принятии решения учесть все точки зрения и позиции. К сожалению, именно после саммита "Восточного партнёрства" в Вильнюсе начались трагические события на Украине, но цивилизованную Европу это не остановило. К сожалению, результаты подписания соглашения об ассоциации с ЕС могут иметь для Грузии, Молдавии и Украины обратные заявленным целям последствия. Прежде всего, потому, что оно закрывает для постсоветских стран возможность участия в евразийской интеграции, вынуждает их уходить с российского рынка (и не факт, что для них уже освобождают места на европейском рынке). Навязанная постсоветским странам ассоциация с ЕС приведёт к резкому ухудшению и без того кризисного состояния экономик этих стран, снижению их конкурентоспособности, вытеснению с рынка и падению производства грузинских, молдавских и украинских товаров, росту безработицы и снижению уровня жизни населения этих стран". ("Профсоюзные вести")
Республика Молдова парафировала соглашение об ассоциации с ЕС 28 ноября прошлого года на саммите в Вильнюсе, пишет ИА "Новости Приднестровья". В последующем усиленно готовилась к подписанию "исторического" договора, и день "Х" наступил даже раньше, чем изначально планировалось. Однако даже после этого приблизиться к главной цели - заветному членству в Евросоюзе - Молдавии в ближайшие годы не удастся. Об этом неоднократно заявляли руководители европейских стран и еврочиновники. Речи о принятии страны в ЕС сегодня не ведется. И дело даже не в том, что ЕС не спешит с заменой Болгарии Республикой Молдова в качестве самого бедного члена. Наличие неурегулированного конфликта и присутствие российских войск делает европейские перспективы Кишинёва ещё более туманными. И это уж совсем не вяжется с теми планами, которые строят по отношению к Молдавии участники Организации Североатлантического договора.
В настоящее время все взаимоотношения Кишинёва с блоком НАТО строятся в рамках Индивидуального плана программы "Партнёрство ради мира", но возможности перехода к "ускоренному партнёрству", как, к примеру, Украина и Грузия, или к реализации "Плана действий по членству" сегодня никто не исключает, продолжает ИА "Новости Приднестровья". Да и верить на слово руководству организации, вопреки договорённостям пережившей за свою историю шесть "расширений" и "закусившей", в том числе, странами бывшего Советского Союза, сегодня будут едва ли. В свою очередь и Молдавия, имеющая внеблоковый статус, уже долгие годы беспрепятственно наращивает военное сотрудничество с членом НАТО Румынией. Правда, многочисленные молдавские и зарубежные эксперты негодуют, мол, ряд подобных межгосударственных соглашений вступает в противоречие с Основным законом страны, другие им вторят: если дело в конституции, то нужно менять конституцию. По всей видимости, в Молдавии уверены - нейтральный статус не приговор, а алхимия - важнейшая из наук!
На этом фоне тревожно воспринимается известие о блокировании работы Объединенной контрольной комиссии молдавской делегацией, пишет ИА "Новости Приднестровья". Подобные демарши в ОКК Молдавия устраивала и раньше. К примеру, в 2004 члены делегации на протяжении года и вовсе не присутствовали на заседаниях. Между тем руководящий орган миротворческой операции продолжал функционировать, заседания превратились в совещания, военные продолжали нести службу в штатном режиме. В 2013 году молдавская сторона аналогично заблокировала работу Объединенной контрольной комиссии в период с мая по сентябрь под прикрытием невозможности мониторинга Зоны безопасности, приступила к установке инфраструктуры на шести погранично-полицейских постах в Зоне безопасности. Всё это было, но сегодня последствия могут быть серьёзней! В срыве работы ОКК видятся уже конкретные политические мотивы, направленные на слом миротворческой операции, по крайней мере, в том формате, который сегодня есть.
Тем временем руководство Молдавии продолжает утверждать, что присутствие российских миротворцев в Приднестровской республике грубо нарушает статус конституционного нейтралитета государства, продолжает ИА "Новости Приднестровья". Удивляет настойчивость молдавских политиков, которые раз за разом ссылаются на договорённости, достигнутые на саммите в Турции. Необходимо напомнить, что "Стамбульские обязательства" 1999 года в части вывоза вооружений из Приднестровья, взятые Россией в контексте ДОВСЕ, были выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент в ПМР нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года Россия ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО.
К чему может привести трансформация миротворческой операции, на которой настаивает Кишинев, предположить не трудно, пишет ИА "Новости Приднестровья". У конфликтующих сторон нет ни единого документа, гарантирующего отказ от применения силы вне рамок миротворческого процесса. К тому же проведение миссий по поддержанию мира под эгидой ОБСЕ давно уже считается дурным тоном, свидетельством тому - тысячи человеческих жертв в различных странах и на разных континентах, и всё это уже после войн - во время "мира", подводит итог агентство.
Всё более очевидной сегодня становится угроза поступательной утраты Республикой Молдова политического и экономического суверенитета, а также декларируемого на конституционном уровне военно-политического нейтралитета в качестве закономерного следствия евроатлантических устремлений молдавской политической элиты, пишет "Евразийское Приднестровье". 27 июня было подписано Соглашение об ассоциации между Республикой Молдова и Европейским союзом, включающее в себя главу об углублённой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. С этого момента значимая часть суверенных полномочий Республики Молдова в экономической сфере была передана наднациональному органу - Совету ассоциации. При этом Молдавия приняла на себя обязательство по безоговорочному исполнению порядка 20000 директив Европейского союза, в разработке которых молдавские специалисты никогда не принимали никакого участия. В контексте ориентации на европейскую интеграцию органы власти РМ предприняли в конце прошлого года целый ряд организационных мер, направленных на установление полноценной границы с Приднестровской Молдавской Республикой, подразумевающей реализацию всех трёх классических форм контроля на границе - пограничного, миграционного, таможенного контроля.
Сотрудничество Республики Молдова с Европейским союзом и НАТО, а также курс на установление отношений подчинённости с Румынией грозят полностью вытеснить фактор неэкономического влияния России в региональном политическом контексте, продолжает "Евразийское Приднестровье". Позиция Российской Федерации по всему региональному контексту многоаспектна и многоакцентна. Сегодня эта позиция определяется, прежде всего, полной фокусировкой внимания России на всех уровнях на налаживании отношений с Европейским союзом в контексте конфликта на Украине, на стабилизации ситуации и организации взаимодействия собственно с Украиной, а также на поиск альтернативных партнёров и союзников, в том числе в Азиатско-тихоокеанском регионе и в регионе Евразийского экономического союза.
Представляется, что Российская Федерация в очередной раз чётко осознала опасности и риски, связанные с деятельностью США и НАТО в Восточной Европе, пишет "Евразийское Приднестровье". Ситуация на Украине вновь явно высветила реальные намерения НАТО в отношении взаимодействия с Россией. Их суть - изоляция и сдерживание России, исключение её из всех мало-мальски значимых механизмов влияния на глобальные события в мире, отказ в возможности для России иметь собственное мнение и собственную повестку в отношениях со странами Восточной Европы. Сегодня становится всё более очевидной и насущной необходимость собирания русских земель к Западу от современной России, и в данном смысле роль и потенциал регионального притяжения Приднестровья в качестве некоего "островка Евразии" представляются первостепенными.
Складывается впечатление, что в этих условиях органы государственной власти Российской Федерации обрели чёткое понимание, что европейский и атлантический курс Республики Молдова является последовательно реализуемым, и на этот процесс вряд ли удастся повлиять традиционными для российской дипломатии экономическими, миграционными и культурными рычагами, продолжает "Евразийское Приднестровье". Поскольку данные обычно эффективные рычаги влияют непосредственно на рядовых граждан, а не политическую элиту и экспертное, политико-формирующее сообщество, в отношении которого обычно применяется иной, более изысканный инструментарий. Неоднократно возникали мысли о том, что самое важное в отношениях с Российской Федерацией - это добиться отказа от увязки интенсивности сотрудничества двух наших стран с внутри- и внешнеполитическими событиями в Молдавии. Однако на текущий момент именно очевидные изменения молдавского политикума и их интерпретация Россией стали одним из импульсов для укрепления межведомственного взаимодействия между Россией и Приднестровьем.
Трагические события последних месяцев, имеющие место на Украине, ставят Приднестровье в сложное и узявимое положение, пишет "Евразийское Приднестровье". Отсутствие общих границ с Россией при полностью пророссийской внешней политике и единственном жизненно возможном геополитическом выборе процесса "евразийской интеграции" заставляют приднестровцев искать принципиально новые ответы на вызовы, выдвигаемые современностью.
Термин "евразийская интеграция", ставший одним из приднестровских идеологических постулатов, может и должен неуклонно наполняться не только за счет "почвенного ресурса", но и при активном использовании внешнего опыта, продолжает "Евразийское Приднестровье". Так, недостаточно исследованным представляется потенциал взаимодействия Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии в процессе евразийской интеграции. Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия - особые точки евразийской цивилизации. Постараемся тезисно обозначить, в чем состоит ключевая особенность этих государств? Что общего между ними помимо длительного развития в условиях непризнанности? Почему они играют в системе жизнедеятельности России столь весомую роль?
Советский Союз, мощнейшая евразийская держава и олицетворение высшей стадии развития российской цивилизации, в "холодной войне" с Западом потерпел поражение, пишет "Евразийское Приднестровье". Как следствие, на всем постсоветском пространстве получил развитие мощнейший системный социокультурный регресс, выразившийся в стремительном падении нравственности, разрушении еще недавно единого общества, его фрагментация на сотни макро- и микрогрупп и т.д. Непризнанные же республики очень долгое время сохраняли, а на низовых уровнях во многом сохраняют и сейчас высочайшие морально-нравственные образцы поведения, солидарность, интернационализм, семейные ценности и т.д. Все это происходило вопреки жесточайшему давлению извне и героическим усилиям десятков и сотен тысяч людей. То, что в 90-е годы стало мейнстримом на постсоветском пространстве, в жизнь непризнанных республик входило крайне медленно и с большим противодействием.
Непризнанные республики - "маяки Большой России", точки кристаллизации ее патриотического сообщества, продолжает "Евразийское Приднестровье". На сегодняшний день проект вестернизации России, ее включения в европейские структуры жизни и бытия, потерпел наглядное сокрушительное поражение. Россия стоит перед альтернативным идейно-смысловым поиском и выбором себя и своего будущего. В тоже, время основы жизнедеятельности непризнанных республик, как наименее поврежденных точек постсоветского пространственного бытия, способны дать большому евразийскому материку существенно новое знание, способное решить сложнейшие смысловые проблемы. Делать это будет необходимо на основе огромного исторического синтеза всего лучшего, что нам досталось в духовно-ценностном измерении от дореволюционно-православной, советской и постсоветской (ставшей для народов Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии национально-освободительной) эпох.
Героическая борьба за государственную независимость, тяжелые послевоенные реалии, хрупкость сегодняшнего положения заставляют россиян весьма сочувственно относиться к братьям из непризнанных республик, пишет "Евразийское Приднестровье". Каждый удар по ним извне будет серьезно бить по престижу российской властной вертикали, по безопасности России в целом. Последнее обусловлено еще и тем, что каждое непризнанное государство имеет для России исключительную геополитическую значимость. Вышесказанное говорит о серьезнейшей необходимости для России концентрации пристального внимания и больших сил с целью недопущения ухудшения ситуации в молодых государственных образованиях, их надлежащей, всесторонней и надежной защиты. Сберегая эти республики, Россия, в свою очередь, сберегает себя, подводит итог издание.
На фоне украинского кризиса и проевропейских процессов в Молдавии и на Украине Тирасполь продолжает системную интеграцию в Российскую Федерацию, пишет ИА "Тирас". Так, 2 июля в здании правительства РФ были подписаны межведомственные меморандумы о сотрудничестве, которые фактически закрепляют кураторство российских министерств за их аналогами в ПМР.
По мнению депутата Верховного совета Приднестровья, лидера Союза приднестровцев Украины Дмитрия Соина, "в отличие от ситуации с Крымом, где процесс перехода полуострова под контроль России был молниеносным, в Приднестровье все происходит мягко, но системно", продолжает ИА "Тирас". "Подписываются важные документы, означающие, что ключевые министерства и ведомства ПМР по факту переходят под совместное управление Москвы и Тирасполя. Примечательно, что с приднестровской стороны документы подписывались руководителями структур, а с российской - заместителями. По всей видимости, в иерархии новой системы управления приднестровские министры приравнены к заместителям в аналогичных ведомствах России. Это в итоге облегчит окончательную интеграцию данных органов. С учетом того, что евроинтеграционные процессы в Молдавии и на Украине набирают обороты, то и работа по интеграции Приднестровья в Россию также будет ускоряться. Тут мы имеем дело с геополитической конкуренцией Востока и Запада, в которой региональные игроки сами выбирают, на чьей стороне выступать. Тирасполь принял сторону Москвы", - подчеркнул Дмитрий Соин.
Экономический кризис: "Так плохо еще никогда не было"
Начало лета как-то не задалось, пишут "Профсоюзные вести". Сперва правительство взбудоражило родителей повышением платы за посещение отпрысками детских садов. Это вызвало их резкое неприятие. Оно и неудивительно - любой здравомыслящий человек негативно воспримет любое повышение цен или платежей. Умом он будет понимать - республике трудно, она в блокаде, а сердце все равно не станет воспринимать эти доводы, своя ж рубашка ближе к телу. В итоге зреющий социальный пожар пришлось тушить главе государства, своим указом отменившего постановление правительства о повышении платы за посещение детских дошкольных учреждений. Чиновники схлопотали выговоры, дисциплинарные взыскания, но проблема-то осталась неразрешенной.
Плата за детский сад повысилась не потому что этого кому-то захотелось, а потому что в бюджеты, как республиканский, так и местные недопоступают средства, которые изначально планировались, продолжают "Профсоюзные вести". Вследствие этого, в нынешнем социально-экономическом положении государству становится все труднее выполнять социальные обязательства, в том числе и по воспитанию подрастающего поколения, притом что родители своей платой покрывают лишь 7% общих бюджетных расходов на дошкольное образование.
Настоящим же "обухом по голове" для работников бюджетной сферы стало распоряжение правительства №444 "О временном порядке финансирования расходов бюджетов всех уровней и бюджета государственного внебюджетного фонда по оплате труда", пишут "Профсоюзные вести". Мотивация его принятия заключается в осложнении внешнеэкономического положения республики (главные причины - трудности с транзитом через Украину, отказ тамошних экономических агентов от заключенных ранее с партнерами из ПМР контрактов) и, как следствие, снижении поступлений денег в бюджеты различных уровней. В частности, неисполнение плана по доходам в апреле составило 95%, в мае - уже 85%. И тогда правительство, чтобы обеспечить своевременность выплат заработных плат, приняло явно непопулярное в народе решение - начислять ее в полном объеме, но выдавать только в размере 85% от начисленной. Иными словами, зарплата бюджетников подверглась сокращению на 15%. И еще более прискорбное, что "секвестру" подверглась не будущая июльская зарплата, а июньская. И в этом случае государство стало напоминать частника, который выплачивает зарплату наемным работникам, исходя из объема прибыли, которая в зависимости от самых разных факторов может разниться, быть то большей, то меньшей.
То, что реализация правительственного распоряжения будет иметь негативные социальные последствия, "и ежу понятно", пишут "Профсоюзные вести". Произойдет снижение уровня жизни работников бюджетной сферы, членов их семей, вырастет уровень социальной апатии. А ведь армия бюджетников республики немаленькая - по различным данным это от 32 до 36 тыс. человек + члены их семей. Уменьшение денежного содержания бюджетников уже начало сказываться на потребительском рынке - покупать стали меньше. В связи с развитием ситуации по пессимистичному прогнозу, можно прогнозировать отток квалифицированных кадров из числа бюджетников в коммерческие структуры, что еще терпимо, а также отъезд их за пределы республики, что более трагично, продолжают "Профсоюзные вести". Причем, не исключено, что бюджетники дадут властям временный карт-бланш на выполнение обещаний ликвидировать задолженность по сниженной зарплате - они потерпят до нового года. И если вдруг за это время их социальное положение не изменится в лучшую сторону, говоря проще, если им не выплатят заработную плату за эти 7 месяцев в полном объеме, бегство в поисках лучшей доли может оказаться неизбежным.
Но на этом плохие новости не закончились, пишут "Профсоюзные вести". Планируемое с 1 июля повышение размера минимальной пенсии по возрасту не произошло, она заморожена на прежнем уровне. В пожарном порядке правительство совместно с депутатами Верховного совета стали изыскивать новые источники поступлений в бюджет посредством пересмотра статей закона о республиканском бюджете на этот год. Где же предлагается брать деньги? Здесь власти начали с себя, сократив финансирование расходов органов госвласти. В частности, временно заморожена возможность бюджетным организациям использовать фонд экономии оплаты труда в органах государственной власти; упразднены введенные парламентом всего полтора месяца назад надбавки работникам МИДа, имеющим дипломатический ранг. Правительству дано право сокращать и перераспределять средства специального фонда Государственного таможенного комитета.
Черных красок хоть отбавляй, поэтому еще один мазок этого цвета в виде подписания Молдавией и Украиной соглашения об ассоциации с Евросоюзом, наверное, уже не испортит общей картины, продолжают "Профсоюзные вести". Негативные события в соседних государствах "бьют по нам прямой наводкой". Как дамоклов меч висит над нами и неурегулированность отношений между Россией и Украиной по газовому вопросу. И вот в таких "условиях выживания" мы живем уже почти 24 года. Хотя некоторые эксперты утверждают, что "так плохо еще никогда не было". Именно поэтому в таком положении должен сработать известный фактор, формулируемый как "внутренними мерами минимизировать внешние сложности". Но, как говорят скептики, "надежда, хоть и последней, но умирает", подводит итог издание.
Наша экономика то ли находится вместе с социальной сферой на краю пропасти, то ли уже рухнула в неё, пишет "Приднестровье и Россия". Урезание заработных плат на 15% - это мера, к которой прибегают те, кто молится на рекомендации Международного валютного фонда, угробившего экономику многих стран. То ли перед нами полная некомпетентность властей, то ли в "верхах" ПМР сидит кто-то, кто хочет, чтобы в Приднестровье стало ещё хуже, чем в Молдавии, чтобы было легче "слить" нашу Республику Кишинёву и ЕС.
И момент получается для таких сомнительных дел удачный, продолжает "Приднестровье и Россия". Урезаем зарплаты, ликвидируем льготы, вздуваем коммунальные платежи, душим налогами малый бизнес - а через полтора года заканчиваются преференции для приднестровских предприятий на рынках ЕС! Добавим к этому, что наши производители до сих пор не оправились от убийственного для них подъёма тарифов на газ на 67% в конце 2012 года. Самое время "сливщикам" сказать: "Братцы, не выходит у нас самостоятельно жить, не получается независимость, даже от Молдавии мы отстаём, а Россия доплаты задерживает (очередной транш российской гуманитарной помощи для выплат надбавок пенсионерам республики поступил в Тирасполь со значительным опозданием - лишь 14 июля - прим. ИА REGNUM)! Украина, глядите, тоже в Европу идёт, а она нам не даст переориентировать экспорт на Таможенный союз, с которым и границы у нас нет! Хочешь не хочешь, а остаётся одно: вместе с Молдавией в Европейский союз!"
При нынешнем курсе властей к концу 2015 года от экономики ПМР останутся одни руины, пишет "Приднестровье и Россия". Вот тут-то и будут, возможно, Приднестровью поднесены на блюдечке с синей, украшенной золотистыми евросоюзными звёздочками, каёмочкой, предложения: айда в наш брюссельский колхоз! Но есть одно условие: "бригадир" над вами будет не тираспольский, а кишинёвский! А помогать "бригадиру" будет по-европейски образованный "агроном" из Бухареста, нами уполномоченный! А так - всё будет хорошо!"
Является ли наше положение безвыходным? Нет! - продолжает "Приднестровье и Россия". Что надо сделать, чтобы изменить ситуацию? Во-первых, президент ПМР имеет все основания отправить правительство в отставку. Премьер-министр Татьяна Туранская старается и делает всё, что может, но она, как и прежний премьер Пётр Степанов, фактически попросту выполняет указания президента. Экономикой у нас в индустриально-аграрной стране рулит он, не будучи производственником. Не были производственниками ни Петр Степанов, ни все министры экономического развития. Не является производственником и вице-премьер по экономике Майя Парнас.
Во-вторых, Евгений Шевчук мог бы предложить на пост премьера, вице-премьера по экономике и министра экономического развития директоров предприятий, которые доказали умение эффективно работать в наших экстремальных условиях и которые знают весь цикл производства - от поступления сырья и комплектующих до экспорта готовой продукции, пишет "Приднестровье и Россия". Эти люди твёрдо стоят на земле, они знают жизнь, знают народ.
В-третьих, нужна срочная антикризисная программа, которую бы разработали совместно президент, новое правительство, Союз промышленников, аграриев и предпринимателей Приднестровья (СПАП), а также Приднестровский республиканский банк (ПРБ), продолжает "Приднестровье и Россия". Эта программа, как представляется, могла бы быть рассчитана на период до конца 2015 года и направлена на обеспечение работы нашей экономики как раз после прекращения действий преференций ЕС для наших предприятий. Ясное дело, что в такой программе могут быть прописаны самые нестандартные меры и решения - под стать сложившейся обстановке... Медлить нельзя. Если ничего не делать, из страны уедут все те, кто ещё работает и держит на плаву социальную сферу. А тогда и впрямь всё рухнет окончательно. Мы не имеем права этого допустить! - подводит итог издание.