Литовские СМИ нашли подтверждение: Россия хочет влиять и разваливать
Калининградская область, 4 июля, 2014, 12:16 — ИА Регнум. В Литве лихорадочно продолжают искать "русскую угрозу" и "руку Кремля". Даже если и не находят, то это еще ничего не значит. На днях, одно из PR-агенств России разослало литовским коллегам предложение поучаствовать в стандартном тендере на изучение общественного мнения жителей Литвы по поводу российских энергетических проектов. Предложение абсолютно стандартное, похожие предложения ни раз присылали крупные PR-конторы как из Европы, так и США. Но, поскольку Россия - враг № 1 для элиты Литвы, то данное рабочее предложение послужило стартом истерики в масс-медиа Литвы. ИА REGNUM публикует перевод характерной статьи из литовского сетевого издания 15min.lt полностью.
Литовские PR-компании божатся, что на Россию не работают, но от денег Кремля не отказываются
Руководители крупных литовских агентств по связям с общественностью декларируют, что никогда не работали бы на российские компании, интересы которых направлены против Литвы. В то же время их клиентами уже сейчас являются дочерние компании таких управляемых Кремлем гигантов, как "Газпром" или "Росатом". Среди них - компания Nukem Technologies, прокладывающая газопровод Nord Stream по дну Балтийского моря из России в Германию и втянувшаяся в споры с Литвой из-за возможного причиненного миллионного ущерба при закрытии Игналинской атомной электростанции. Российская государственная корпорация Rosatom сейчас в Литве активно ищет коммуникационные агентства, к которым выдвигаются требования не только заняться пропагандистской деятельностью в Литве и Латвии, собирать и периодически предоставлять важную информацию, но и помочь осуществить опасные для Литвы проекты атомных электростанций в соседних странах.
Привлекает большая прибыль
Действующие в Литве агентства по связям с общественностью избегают скандального предложения "Росатома", которое уже привлекло большое внимание СМИ, но по крайней мере некоторые из них до сих пор не отказывались от денег Кремля. Например, коммуникационное агентство Integrity занимается коммуникационными проектами и Министерства иностранных дел Литвы, и дочерней компании "Газпрома" Nord Stream. Тот факт, что прокладываемый по дну Балтийского моря газопровод из России в Германию идет вразрез с экономическими интересами Литвы и вызывает для всего региона экологическую опасность, для литовских специалистов по коммуникациям не становится помехой для того, чтобы заработать. Нечто подобное случилось при распределении миллионов на работы по связям с общественность Висагинской АЭС (ВАЭС). То, что выигравшее конкурс агентство по связям с общественностью VRP Hill+Knowlton уже подписало договор о предоставлении услуг с прямым конкурентом ВАЭС - предприятием Nukem Technologies, управляемым российским энергетическим концерном "Росатом", для комиссии по закупкам не показалось важным. Сейчас компания, сменившая название на VRP Hill+Knowlton Strategies, и дальше работает с управляемым Кремлем предприятием и несколько месяцев назад была выбрана для предоставления услуг по связям с общественностью дочерней компании Lietuvos energijа LESTO. Литовские специалисты в области политики безопасности и коммуникации замечают, что, несмотря на то, что информационными подразделениями пришедших в Литву кремлевских компаний управляют офицеры запаса ФСБ, литовские предприятия по связям с общественностью часто ослепляет возможность хорошего заработка, а конфликты интересов клиентов или национальные интересы остаются на втором или даже на третьем плане. Беспокойство вызывает и то, что государственные учреждения свои информационные потоки и услуги по формированию имиджа доверяют коммуникационным агентствам, даже не углубляясь, какие у этих компаний есть обязательства и перед кем.
Ищут пропагандистский рупор
Портал 15min.lt получил предложение "Росатома", отправленное литовским агентствам по связям с общественностью, технические условия которого заставляют насторожиться. Предприятиям выдвигаются требования работать с целевыми группами - СМИ, политиками, общественными организациями, среди которых как важные выделяются движения зеленых, высшими учебными заведениями, студентами. Указано большое внимание уделять социальным сетям. "Результатом предоставляемых услуг должно быть успешное осуществление целей "Атомэнергопром" (так в оригинале - прим. ИА REGNUM) и других российских предприятий атомной энергетики в Литве", - пишется в требованиях. Российское государственное предприятие хотело бы, чтобы была создана группа специалистов, которая должна бы была реагировать на просьбы заказчиков в течение 24 часов. Заказчик должен быть немедленно информирован о событиях в Литве, которые могут быть связаны с его интересами. Отчеты должны отправляться каждую неделю, более подробные - каждый месяц. Цель заказчика - формирование положительного имиджа в Литве и Польше, где общество и группы влияния должны быть информированы о преимуществах атомной энергетики России. Таким образом они стремятся заручиться поддержкой при представлении комплексных предложений "Росатома" о строящихся атомных электростанциях. Сейчас "Росатом" участвует в строительстве Островецкой атомной электростанции в Белоруссии и Балтийской атомной электростанции в Калининграде.
Также указывается, что общество должно быть информировано о "самых прогрессивных решениях России по вопросам безопасности атомной энергетики". Для этого специалистам по коммуникации рекомендуется установить связи с сообществами экспертов и общественными организациями.
Договор предлагается подписать на 24 месяца, а оплата зависела бы от конкретных работ. Предложение "Росатома" литовским предприятиям разослала российская коммуникационная компания PR Inc. Среди клиентов этой компании - такие предприятия, как российский государственный банк "Сбербанк", один из крупнейших пенсионных фондов России "Газфонд", владельцем которой является "Газпром" и которым управляет сын одного из учредителей знаменитого садового кооператива "Озеро" Юрий Шумалов (в садовый кооператив "Озеро" входит и сам президент России, а многие его члены обрели большое влияние и нажили сказочное богатство после того, как Владимир Путин стал президентом), футбольный клуб "Спартак".
Избегают предложения
Исполнительный директор одной из крупнейших в Литве компаний по связям с общественностью VRP Hill+Knowlton Strategies Миндаугас Ардишаускас сказал 15min.lt, что не получал предложение "Росатома", но даже если бы и получил, то компания бы не участвовала в конкурсе. "У нас принципиальная установка, с компаниями с российским капиталом, которые можно заподозрить в действиях против Литвы, мы не работаем",- сказал он. Похожей позиции придерживался руководитель компании Nova Media Ариюс Катаускас: "Для уточнения нужно сказать, было несколько волн запросов. Одно российское агентство по связям с общественностью отправило первичный запрос. Мы ответили, что это предложение нас не интересует. Несмотря на это, позже мы получили вторую просьбу еще раз оценить возможности принять участие в конкурсе. Мы придерживаемся установки, что мы не можем помочь таким компаниям". Для председателя правления предприятия Publicum Ричардаса Ярмалавичюса предложение "Росатома" тоже показалось неприемлемым: "Это предложение мы получили, но в конкурсе точно участвовать не будем. В конкурсах "Росатома", их дочерних компаний или других похожих российских государственных компаний мы не участвуем. Во-первых, это гражданская позиция. Во-вторых, это был бы вопрос конфликта интересов. Работая с государственными компаниями России, зная их специфику, мы бы сталкивались с постоянными конфликтами интересов, работая в Литве". Директор агентства Integrity Дайва Лялите сказала порталу 15min.lt, что это предложение предприятию не подходит. "Предложение мы получили, но в конкурсе мы участвовать не будем. Это активный проект, который мы брать не собираемся", - сказала она.
Не видят конфликта интересов
Хотя все опрошенные порталом 15min.lt руководители коммуникационных агентств назвали своей принципиальной позицией не работать с нередко политизированными российскими государственными предприятиями, если посмотреть на списки некоторых их клиентов, складывается впечатление, что денег Кремля в Литве ждут. Директор VRP Hill+Knowlton Strategies Ардишаускас подтвердил, что возглавляемое им агентство все еще работает с компанией Nukem Technologies. Это зарегистрированная в Германии компания, которую еще в 2009 году купило контролируемое Россией предприятие "Росатом". С Nukem Technologies Литве приходилось решать не одну конфликтную ситуацию при закрытии Игналинской АЭС. Подсчитываются время и деньги, а работавшие с проектом специалисты не скрывают, что видят влияние России при саботировании проекта. "Да, мы работали с этой компанией. Nukem стала дочерним предприятием "Росатома", когда мы уже работали с ней. Мы ведем дела исключительно с офисом в Германии, в котором сидят одни немцы, и с их человеком в Игналине. Мы ответственны только за распространение информации, связанной с закрытием Игналинской АЭС. Все", - сказал Ардишаускас. В этом месте стоит вспомнить, что агентство VRP Hill+Knowlton о начале своего сотрудничества с Nukem Technologies объявило в марте 2012 года, а "Атомэнергопром", управляемый российской государственной компанией "Росатом", приобрел это предприятие за 81 млн литов еще в декабре 2009 года. Литва договор о строительстве хранилища для ядерных отходов с Nukem Technologies подписала в 2005 году, когда эта компания еще не имела никаких связей с властью России.
Несмотря на очевидные рабочие связи с предприятием, управляемым российским ядерным консорциумом, VRP Hill+Knowlton Strategies в 2012 году выиграла конкурс стоимостью 4,5 млн литов на предоставление услуг по связям с общественностью Висагинской атомной электростанции. Потом договор был прерван, но средства были уже усвоены. "Никто не видел опасности. Ни мы, ни потенциальный клиент, ни нынешний. Одна АЭС закрывалась, другую планировалось строить. С "Росатомом" у нас никаких контрактов не было, и я не уверен, согласовывали ли мы вообще это дело с Nukem. Мы просто предупредили, что пройдет конкурс, в котором мы собираемся участвовать. Ни в нашем офисе, ни рядом с ним нет никаких российских следов. Наша установка очень четкая, если мы видим экономические интересы российской компании с политическим привкусом, мы с ней не работаем. Случай Nukem был совсем другой. Это технологический проект", - объяснил Ардишаускас. То, что VRP Hill+Knowlton Strategies продолжает работу с дочерней компанией "Росатом", не мешает компании работать и с литовскими государственными энергетическими предприятиями. В мае этого года компания выиграла конкурс стоимостью 850 тысяч литов на предоставление услуг по связям с общественностью компании LESTO, управляемой Lietuvos energijа.
Пассивный проект
Другой пример прихода денег Кремля на счета компаний Литвы, формирующих общественное мнение, - дочернее предприятие "Газпрома" Nord stream (ранее North Transgas), которому коммуникационные услуги предоставляет агентство Integrity. Компания Nord stream была создана для строительства газопровода от России до Германии по дну Балтийского моря. Проект российского газопровода вызвал бурную реакцию литовских политиков. Было четко сказано, что Nord stream увеличивает риск экологической катастрофы в очень чувствительном к этому аспекту Балтийском море. Несомненно, таким образом Россия стремится обеспечить альтернативный газовый путь в Западную Европу, который предоставил бы больше возможностей давить на небольшие Балтийские страны и Украину, через которые до сих пор проходили основные газопроводы и которые получали плату за газовый транзит. По словам директора Integrity Лялите, этот проект не похож на предложение "Росатома": "Мы не прячем своих клиентов. Это довольно пассивный проект, который скоро завершится. Мы выполняем мониторинг, мы работаем на тот случай, если в Литве появится кто-то интересующийся этим проектом. Мы бы помогли общаться, но Nord stream мало кто интересуется". Обязательства коммуникационного агентства перед Nord Stream не стали помехой для Министерства иностранных дел Литвы нанять Integrity для предоставления услуг по связям с общественностью. Один из общих проектов - "Представление сотрудничества региона Балтийского моря". На вопрос, не трудно ли согласовывать интересы клиентов и разграничивать информационные потоки, глава Integrity ответила, что это несвязанные проекты. По ее словам, не стоит искать проблему так, где ее нет. Например, один этаж крупного американского агентства по связям с общественностью работает на республиканцев, а другой - на демократов, и это не вызывает ни у кого вопросов.
Порталу 15min.lt не удалость узнать мнение МИД, не мешает ли коммуникационным агентствам работа на управляемые Кремлем предприятия получать заказы государственных учреждений Литвы, и оцениваются ли вообще по этому аспекту предприятия, участвующие в конкурсе. Ситуацию пообещали выяснить в ближайшее время. Также гарантировано, что важная информация для работников коммуникационных агентств недоступна, а услуги по связям с общественностью больше связаны с организацией мероприятий и предоставлением информации о них.
Не оценивают возможные конфликты интересов
Представитель компании LESTO по связям с общественностью Мартинас Бурба сказал 15min.lt, что, совершая общественные закупки, предприятие всегда строго придерживается законов Литвы. "В 33 статье закона об общественных закупках установлен список условий, запрещающих и ограничивающих участие поставщиков в закупках. В нем не предусмотрен запрет на участие в общественном конкурсе поставщикам, поставляющим аналогичные услуги покупателям в других странах", - сказал он.
По словам Бурбы, компания LESTO не оценивала портфель клиентов поставщиком услуг по связям с общественностью, но учитывала опыт агентств при предоставлении услуг такого характера. "Комиссия по связям с общественностью получила предложения 8 участников рынка, поэтому мы считаем, что была обеспечена достаточная конкуренция среди участников. Чтобы обеспечить как можно большую прозрачность конкурса, предложения участников конкурса оценивала комиссия, в состав которой входили не только специалисты LESTO, но и эксперты по коммуникациям главного акционера компании - холдинга Lietuvos energija", - объяснил представитель предприятия. Он подчеркнул, что в договоры об общественных закупках, заключаемых LESTO, внесен отдел "Конфиденциальность", в котором определяются обязательства сторон не раскрывать конфиденциальную информацию, устанавливается объем конфиденциальной информации и предусматриваемые санкции за несоблюдение обязательств. Также Бурба уточнил, что LESTO до сих пор не приобрела услуги у компании VRP Hill+Knowlton Strategies, так как договор еще не подписан. Стандарты профессиональной этики.
Руководитель Ассоциации агентств по связям с общественностью Линас Контримас сказал 15min.lt, что законы и этика бизнеса должны помочь избежать конфликтов интересов. "То, что не запрещается законом, может быть запрещено стандартами этики бизнеса. Один из краеугольных камней нашего бизнеса - это хранение конфиденциальной информации. Литовские агентства еще только создают свою культуру бизнеса. В таких молодых государствах и заказчики, и некоторые коллеги не всегда обращают внимание на субтильные стороны заказа", - сказал он. Другая проблема, по словам Контримаса, заключается в том, что владельцы агентств по связям с общественностью, как и многие литовские предприниматели, на все заказы смотрят с экономической точки зрения: "Это не от хорошей жизни. Я могу только порадоваться тому, что, как я замечаю, уже в течение некоторого времени среди моих коллег идет дискуссия, стоит ли принимать заказ, если это расходится с ценностями страны или работников этого агентства, но эта дискуссия очень деликатная". По словам собеседника, каждое предприятие должно заранее решить, как поступать в случае сомнительных ситуаций: "Мне самому на своей работе приходится сталкиваться со случаями, когда приходят предложения принять участие в конкурсе, им начинают готовить предложения, и только потом, когда начинается дискуссия, возникает вопрос, не будет ли это идти вразрез с интересами других клиентов". Контримас предложил не бояться российских предприятий. "Думаю, что большинство коллег, как и я, не болеют нездоровой русофобией. Мы знаем, что это за страна и какие цели преследует. Это всем ясно, и каждый гражданин Литвы должен это знать, но не всегда повседневность бизнеса связана с политикой. А если так есть, то не всегда такая практика приходит из России". Между тем он сказал, что не сомневается в том, что контролируемые Кремлем предприятия никогда не упустят шанса заняться пропагандой. "Хочу очень четко сказать - Россия почти во всех проектах, если только появится возможность, будет заниматься пропагандистской деятельностью. Это государство, которое пропаганду в своей внешней политике использует с незапамятных времен. Она при помощи пропагандистских инструментов способна не только сохранить свой имперский состав, но еще и вызвать огромную угрозу для соседей", - сказал собеседник.
Нет твердого хребта
Контримас согласился, что государственные предприятия России в Литве стремятся достигнуть не только коммерческих целей: "Да, мы знаем, что "Росатом", Nukem, "Газпром" - это пропагандистские инструменты России, но это также и единицы, оказывающие сильное влияние на мировую экономику. Если бы у нас был хребет, мы бы не работали в областях, где нами можно легко манипулировать. Мы четко сказали, какие услуги можем предоставлять и за что никогда не возьмемся. Последние слова должны быть сказаны и как гражданином, и как представителем бизнеса".
На вопрос, не может ли Россия через агентства по связям с общественностью компрометировать стратегические проекты Литвы, Контримас ответил: "Такие услуги я бы даже не назвал услугами по связям с общественностью. Это грязная деятельность, которая должна завершиться в судах. Иногда исполнитель даже не знает, какова конечная цель услуги. Агентства приглашаются на конкурсы, для них формулируется задача создать конкретный продукт, и заказ выполняется, когда даже неизвестно, для какой цели это будет использовано. Во всем мире не новость, что предприниматели ищут специалистов, которые работали бы против конкурентов, создавали бы направленную против них рекламу. Много таких примеров есть в нашем Совете по конкуренции". По словам главы ассоциации, многие компании Литвы должны думать о выживании, поэтому не могут внимательно выбирать клиентов.
Старые методы КГБ
Член Сейма, историк и бывший председатель Комитета Сейма по национальной безопасности и обороне Арвидас Анушаускас сказал 15min.lt, что опасность при работе с российскими компаниями очевидна. "Такие предположения абсолютно верны и обоснованы. Разумеется, что конфликты интересов могут возникнуть. И давайте не будем забывать еще одно обстоятельство - в России, в таких компаниях, как "Роснефть" и "Газпром" уже давно сложилась практика - на важные посты, связанные с коммуникацией, назначать бывших специалистов ФСБ (Федеральная служба безопасности, перенявшая функции КГБ - прим.ред.). Раньше такая практика использовалась в КГБ, и она совершенно не изменилась. Достаточно посмотреть на крупнейшие государственные компании России и на сотрудников, занимающих в них высокие посты. Такие люди часто являются офицерами резерва разведки. Они несут ответственность за сбор и анализ информации", - сказал он. Анушаускас напомнил, что в строительство атомной электростанции в Калининградской области пытались вовлечь и литовские предприятия: "Нам было известно, что отбором предпринимателей занимались российские спецслужбы. Оценивалось, какое воздействие можно оказать на литовские компания, а, возможно, преследовались и другие цели - например, отвлечь компании от других важных проектов в Литве (в то время как раз решался вопрос строителсьтва ВАЭС - прим.ред.).
У "Газпрома" есть более эффективные способы работы
Руководитель агентствя по связям с общественностью Novamedia Катаускас сказал, что сразу отверг предложение "Росатома" не только из-за странных требований. "Мы работаем с энергетическими компаниями, но не с Востока, а с Севера. Нашим клиентом является латвийская компания Electrum. Мы даже не рассматриваем другие такие запросы, независимо от того, из какой страны они приходят, потому что это было бы явный конфликт интересов", - сказал он. Катаускас вспомнил, как ему самому пришлось в 2005 году работать на Казахстан и компанию этой страны "КазМунайГаз" во время сделки по продаже Mažeikių naftа. "Нет ничего плохого в том, чтобы собирать информацию и представлять отчеты о том, что происходит в общественном пространстве. Такие услуги заказывают и восточные, и западные, и даже литовские предприятия. Вопрос в том, что потом делается с этой информацией. Если ты знаешь, что информация будет использована против интересов Литовского государства, каждый профессионал должен сам решить, следует ли ее предоставлять", - поделился своим мнением глава агентства.
По его словам, нужно бояться другого: "По опыту могу сказать, что крупные российские компании, такие как "Газпром", свои дела решают не через предприятия по связям с общественностью. На рынке Литвы они появились раньше, чем агентства. Многолетнее пребывание представителей таких компаний создало возможность общаться всеми возможными способами с интересующими их лицами. Вспомните, как много мы слышали о связях таких компаний с литовскими политиками".
На деньги все не купишь
На вопрос, какое влияние на стратегические проекты могут оказать действующие в Литве предприятия по связям с общественностью, если бы они получили неограниченное финансирование, Катаускас ответил: "Чтобы разрушить проект национальной важности, денег не хватает. Сами специалисты по связям с общественностью не управляют никакими информационными каналами. В таких странах, как Литва, довольно много предохранителей, которые позволяют увидеть такие попытки. Всегда появится журналист, который засомневается, канал, который задаст неудобные вопросы, блоггер, который будет писать, как ему кажется. Не стоит мистифицировать людей нашей профессии. Мы не можем разрушить один проект и построить другой. Наша работа - это только часть большой головоломки, которая не является решающей". По его мнению, российские компании осуществляют свои проекты, совершают мониторинг информационного пространства стран всей Восточной Европы, видят отрицательные отзывы, тем более "Росатом" принимает участие во многих проектах, которые выполняются вокруг, и хочет реагировать. "Логично, что совершаются попытки разбавить негативную информацию позитивной", - сказал Катаускас.
Согласовывать невозможно
Председатель правления агентства Publicum Ярмалавичюс считает, что выбор клиента очень зависит от размера рынка и чувствительности сектора экономики. "На большом рынке разные интересы возможно согласовывать, но не на таком рынке, как Литва. Нужно посмотреть на секторы. Я могу себе представить работу с несколькими фармацевтическими компаниями, которые разрабатывают препараты разных групп, но такие компромиссы невозможны, когда речь идет об энергетике или других чувствительных областях государства", - сказал он. По словам собеседника, после скандала, который возник после предания огласке предложения "Росатома", российским энергетическим компаниям может стать труднее распространять в Литве полезную для себя информацию. "Мы видели требования, и для нас очевидно, что агентство, которое возьмется за этот заказ, станет инструментом в геополитических играх. Это и вопрос профессиональной этики", - сказал Ярмалавичюс.