События на Ближнем Востоке прямо и опосредовано влияют на закавказский регион, и не последнюю роль в этом играет Турция. Об этом на пресс-конференции 24 июня заявил армянский политолог, директор Института Кавказа Александр Искандарян. По наблюдениям эксперта, в регионе несколько изменилась логика распределения векторов влияния: если раньше в Закавказье то и дело возникали внутренние риски при относительно спокойном окружении региона, то ныне все наоборот - Закавказье стабильно, вокруг все бушует, передает корреспондент ИА REGNUM.

"Сейчас у нас с одной стороны Ирак и протекающие в нем процессы, с другой - Сирия. В событиях в обеих этих странах серьезно замешана Турция, а это уже влияет на нас. Динамично развивается ситуация с Ираном, развитие украинского кризиса тоже отражается на Южном Кавказе. Тем временем на самом Южном Кавказе не происходит ничего или почти ничего", - заметил Искандарян. "Есть изменения прямые, связанные, собственно, с событиями в арабском мире. Мы ведь все видим сирийских беженцев, которые ходят по улицам? Это и проблема, и возможность, и озабоченность... Иными словами, это фактор, непосредственно влияющий на ситуацию в Армении. Если говорить более крупно о серьезных политических изменениях, события на Ближнем Востоке приводят к изменению ролей Турции и Ирана в регионе. В результате того, что американцы сотворили с Ираком, усилился Иран. Отчасти с этим связаны его ядерная программа, ее развитие. В результате того, что происходило в Ираке, Турция сначала усилилась, а сейчас у нее серьезные проблемы, опять же связанные с ее местом в регионе", - добавил он.

По мнению Искандаряна, одним из возможных развязок этого клубка региональных процессов может стать смещение регионального ирано-турецкого баланса от Турции к Ирану. "Отношения Ирана с США проявляют тенденцию к изменению. Я абсолютно не удивлюсь, если до конца года мы станем свидетелями контакта Иран-США в том или ином виде. Это будет серьезно менять регион и будет влиять на нас. Что касается Турции, в результате "арабской весны", на фоне развития сирийского конфликта министр иностранных дел этой страны господин Давутоглу (глава МИД Турции Ахмет Давутоглу - прим. ИА REGNUM) со своими мечтаниями потерпел полное фиаско. Программа "ноль проблем с соседями" превратилась в "ноль соседей без проблем", да еще с такими проблемами, с которыми они сталкиваются в Сирии, в Ираке... Это возвращение Турции к состоянию, похожему после первой программы в начале девяностых, которая условно называлась "Турция - старший брат всех тюркских государств". Не получилось, кусок оказался не по зубам. Нынешний кусок тоже оказался великоват", - резюмировал Александр Искандарян.