В прошлом году Петербург посетили рекордные 6,3 миллиона туристов, половина из которых - иностранцы. Город закрепил за собой звание главного туристического центра страны. В этом году из-за политических конфликтов количество туристов - за счет снижения потока из-за рубежа - сократится, по разным оценкам, на 10-20%. Кроме неспокойной политической ситуации, у города, как и у страны в целом, есть и другие нерешенные проблемы: оформление виз, стоимость авиабилетов, цены на гостиницы среднего класса, маркетинг. Возможно, вынужденный спад туристического потока подвигнет государство и участников рынка на активные действия по этим направлениям.

Проблемы

В прошлом году Петербург посетили 6,3 миллионов туристов - больше, чем, скажем, все три прибалтийские страны вместе взятые. Это - абсолютный рекорд, хотя рост к 2012 году составил лишь 3%. Объем рынка услуг для туристов при этом вырос на 11%. Половина туристов - гости из-за рубежа. Каждый пятый (почти 600 тысяч человек) турист попадает в город на пароме, то есть посещает и другие балтийские города.

Для тех, кто путешествует по балтийскому региону, Петербург одновременно играет роль культурной столицы и крупнейшего мегаполиса, говорят участники рынка. Место Петербурга на Балтике они сравнивают с местом Парижа во Франции: есть культурная составляющая, но также рестораны, ночная жизнь и так далее. Возможность увидеть огромный живой (немузейный) город с большим количеством знаменитых музеев особенно привлекательна для жителей Северной Европы. "Остальная Балтика - это как закуска к Петербургу, основному блюду", - говорят прибалтийские туроператоры.

Для тех же, кто приезжает целенаправленно в Россию, главными факторами интереса в равной степени являются культура, история и политика. Россия - это Чайковский и Достоевский, Россия - это великие войны и великие достижения, Россия - это мощная и не вполне понятная страна, которая раньше называлась Советский Союз. Это что-то, что круто, что-то, что далеко, не очень понятно, не вполне безопасно, почти что окно в другой мир.

Украинский кризис, несомненно, повлияет на число иностранных туристов в Петербурге. Операторы говорят об аннулировании не менее 15% туров в Петербург, в основном из Европы и Северной Америки. А поскольку доля "организованного" зарубежного туризма близка к 100%, то это очень серьезный показатель. По итогам "высокого сезона" спад составит 20%, предполагают в РСТ.

Вслед за Петербургом снижается туристический поток и в Прибалтике. "Информационный фон очень негативный, и часть туристов решают отменить поездку просто на всякий случай, - говорит глава компании "Baltic Travel Group" Владислав Корягин. - Тем более, что для них Украина, Россия, Прибалтика - это все где-то рядом. А западные СМИ рассказывают истории про то, что Путин вслед за Крымом начнет возвращать Прибалтику". Участники рынка полагают, что в ближайшие месяцы со снижением потока ничего не сделать и что по-настоящему изменит ситуацию только время.

В лучшем случае участники рынка держатся на уровне прошлого года. Число иностранных туристов сопоставимо с прошлогодним, число российских - выросло на 15%, говорит директор по маркетингу StPeterLine Андрей Мушкарев. Отказываются в основном жители США и других удаленных от России стран, число отказов от европейцев гораздо ниже.

Туристический поток в Россию в этом году снижается не менее чем на 25-30%, говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Визовые сложности, высокие цены, отдаленность, неубедительный маркетинг, небеспроблемная инфраструктура - все эти проблемы были и раньше, а в 2014-м появилась еще одна - политическая: "Западные туристы отказываются от туров в Россию не потому, что они не согласны с политической позицией Москвы. Они отказываются потому, что политический конфликт создал у них ощущение, что поездка может быть небезопасной".

Эксперты говорят, что теоретически Петербург - один из самых привлекательных городов для туристов. В европейских рейтингах он регулярно входит в топ-10, в мировых - в топ-25. Этой весной Петербург занял 9-е место в европейском рейтинге TripAdvisor и 16-е - в мировом. По мнению аналитиков, потенциальная привлекательность Петербурга выше, чем у Берлина или Парижа. Однако в реальности турпоток в Берлин выше вчетверо (25 млн человек в 2013 году), Парижа - впятеро (32 млн человек). Причины - удаленность, высокие цены, сложность в получении виз, транспортные проблемы, плохая реклама.

Жителю Лондона билет до Петербурга и обратно (без длительных пересадок) обойдется в 15 тыс. рублей, до Москвы и обратно - в 10 тыс. рублей, а до Парижа и обратно - в 4 тыс. рублей. Из Рима билет до Петербурга и обратно обойдется в 13 тыс. рублей, до Москвы и обратно в 15 тыс. рублей, а в Париж и обратно - в 5 тыс. рублей. Цена путешествия для жителя Нью-Йорка - 30 и 34 тыс. рублей в Петербург и Москву соответственно (в Париж - дороже), для жителя Токио - 33-34 тыс. рублей (в Париж - 30 тыс. рублей). Европейцам, таким образом, путешествие в Россию обходится в несколько раз дороже, для жителей других континентов цены сопоставимые. Сопоставимы и цены на гостиницы среднего класса (4-6 тыс. рублей за 2-местный номер в зависимости от сезона), здесь Петербург и Москва проигрывают только по количеству таких отелей.

Игроки балтийского туристического рынка говорят, что Петербург использует свой потенциал едва ли на четверть. Претензии - прежде всего к рекламе и продвижению города, но также и к количеству гостиниц среднего класса (с высококлассными проблем нет), к трудности оформления российских виз (хотя это и не к городу вопрос) и т.д. Отдельные туристические сектора, потенциально чрезвычайно интересные и прибыльные, как например речной туризм, пребывают в крайне неразвитом состоянии: им не хватает и рекламы, и инфраструктуры.

Чтобы получить российскую визу, иностранному гражданину требуется предоставить не только стандартный набор документов, но и визовое приглашение от принимающей стороны. Это затрудняет планы тех, кто привык путешествовать самостоятельно: приглашения предоставляют только турагентства. Если иностранец находится на территории России более трех рабочих дней, он должен зарегистрироваться по месту пребывания. Если решать подобные бюрократические вопросы непросто и самим россиянам, то можно представить, насколько это непросто иностранцам (обычно, впрочем, регистрацией занимается гостиница). Количество бюрократических палок в колеса туристическому потоку несколько сократилось, но остается значительным. Кроме того, российские визы дороже, скажем, шенгенских: в зависимости от страны получения цена составляет от 40 до 80 евро.

Решения

Если бы петербургские коллеги попросили совет, то советом было бы сегментировать туристическое предложение, говорит руководитель балтийского отделения РСТ Илона Ансоне: "Надо сначала спросить у себя, каких туристов мы ждем, а затем спросить у туристов из разных стран, что они ожидают от вашего города. Для разных туристов должны быть разные предложения. Китайцам интересен акцент на "красное наследие". Немцы путешествуют в сегменте культурно-познавательного туризма. Китайцы и японцы - это групповые предложения, а европейцы - все чаще индивидуальные туристы. Нужно диверсифицировать и пошагово разработать варианты подачи и продвижения для всех видов туристов. Нужны исследования на этот счет".

Весь балтийский регион ждет больших финансовых вливаний со стороны государства в продвижение региона, отмечает президент литовской Ассоциации гостиничного и ресторанного бизнеса Эвалда Шишкаускене: "В Литве после кризиса эти вливания сократились и с тех пор так и не выросли. Продвижение невозможно без существенного роста финансирования. В России, как нам представляется, аналогичная ситуация".

Отмена виз могла бы сразу увеличить поток в несколько раз, говорит Владислав Корягин. Теоретически визовую проблему можно было бы решить в одностороннем порядке, открыв границы европейцам, но в России это маловероятно. Вторая проблема - отсутствие дешевого авиасообщения: крупные перевозчики контролируют рынок, их доходы не снижаются, зато город теряет туристов, которым предлагают лететь очень далеко за очень высокую цену и жить там тоже недешево (гостиниц среднего класса по-прежнему почти нет).

В последние годы проблема, которая была когда-то самой насущной - инфраструктура - уже во многом решена, построен новый порт, расширен аэропорт, достраивается ЗСД; теперь нужно думать о маркетинге, городу нужна единая концепция продвижения города, говорит Андрей Мушкарев: "На некоторых выставках о Петербурге по восемь стендов, отдельно от правительства, отдельно от участников рынка. Это создает непонимание. Нужна единая и цельная концепция по всем вопросам, от инфраструктуры до безопасности, выполненная в единой стилистике".

"На первое место [в списке проблем] я поставила бы слабость стратегии продвижения города как на зарубежных, так и на внутреннем рынках, - соглашается директор Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская. - Но интегрированной стратегии продвижения нет сейчас и у всей нашей страны в целом. А как бы ни был хорош имидж Петербурга, удары по привлекательности России в целом сказываются на нем более чем ощутимо".

Возможно, спад туристического потока подвигнет государство и участников рынка на активные действия по самым проблемным направлениям. Рассматривается вопрос о 3-дневном безвизовом пребывании для авиатуристов. Число кратких поездок резко вырастет, и в России будет больше туристов, но они будут проводить здесь в среднем куда меньше времени.

По другим направлениям задачи понятны, но активных действий пока не видно: гостиниц среднего класса не становится больше, цены на авиабилеты снижаются очень медленно, предпринимаемых рекламных и маркетинговых шагов недостаточно, тем более для нынешнего политического контекста. Возможно, как только 10-20-процентный спад туристического потока станет реальностью, изменения начнут происходить активнее.