Концепция антиамериканской Европы: как в Европе воспринимают евразийский проект Путина
29 мая 2014 года президенты России, Казахстана и Белоруссии
ЕАЭС предполагает не просто согласованную, а совместную политику в ключевых секторах экономики, включая энергетику, технологии, промышленность, сельское хозяйство и транспорт. Договор о Евразийском экономическом союзе должен начать функционировать с 1 января 2015 года. С этого момента товары, услуги, капитал и рабочая сила начнут свободно циркулировать между тремя странами. Если планы не поменяются, то единый рынок товаров и услуг в рамках ЕАЭС в самой полной мере заработает через 10 лет, не раньше 2025 года. В Астане речь зашла и о создании единого финансового рынка ЕАЭС с общей валютой.
Акт о подписании ЕАЭС оказался в близком ряду с подписанием важного соглашения об экономическом сотрудничестве с Китаем, что стало явной ситуативной удачей в нынешнем кризисе отношений с Западом для Москвы. "Путин кует пакт для 170 миллионов потребителей", - написало в своем комментарии германское издание Süddeutsche Zeitung. "Россия, Беларусь и Казахстан создали Евразийский экономический союз. Три бывшие советские республики, таким образом, выступают в качестве противовеса США и ЕС", - констатировал германский еженедельник Stern.
Основным вопросом, которым задавались европейские СМИ в своих комментариях по случаю события, было: ЕАЭС - это интеграционный проект к востоку от ЕС для восстановления великой державы или это - ситуативная реакция России на утрату ею влияния на пространствах бывшего СССР? Ведь отчасти последнее связано с активной политикой
Поэтому естественно, что одни в Европе воспринимают евразийский проект, как попытку воссоздания Советского Союза, другие указывают на параллели с Европейским Союзом, третьи - как на реакцию на кризис прежней экономической модели и конкретно политической системы взаимоотношений Европы и постсоветской России. При подобном подходе, ЕАЭС - это региональный экономический аналог Общему рынку Евросоюза, североамериканской зоне свободной торговли NAFTA и Mercosur в Южной Америке. Сам российский президент
И потом, проект, по мнению многих европейских изданий, имеет личное значение для президента РФ, который в 2005 году определил ликвидацию СССР, как "величайшую геополитическую катастрофу" ХХ века. В европейских столицах понимают, что именно президент Путин является тем ключевым политическим игроком, который продвигает концепцию отдельного экономического и политического блока по модели ЕС между Европой и Китаем. Почти двадцать лет назад идея была предложена президентом Казахстана
Проблемой и для ЕАЭС, и для
Некоторые критики расценили акт о создании ЕАЭС как простой политический жест на фоне роста международной изоляции Кремля, хотя работа над документом была начата еще в ноябре 2011 года на первом саммите Высшего Евразийского экономического совета. Именно тогда президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли декларацию о евразийской экономической интеграции. Критики евразийского проекта Москвы в Европе полагают, что ЕАЭС обладает несравнимо меньшим потенциалом, чем ЕЭС или в прошлом СССР.
Основатели ЕАЭС подчеркивают, что они не создают политической организации и формируют чисто экономический союз. Этот факт подмечен и оценен в Европе. Одновременно там полагают, что политическая система, лежащая в основе ЕАЭС, отнюдь не способствует развитию интеграционной модели. Все политические режимы, участвующие в создании ЕАЭС, отмечают европейские наблюдатели, не хотят делиться властью не только в пределах собственных правительств, но и в рамках реализуемого интеграционного проекта. Это создает возможность несогласованных действий уже в ближайшем будущем. И потом, Евразийский экономический союз характеризует диспропорция его участников, когда на Россию приходится около 85% населения и экономического производства. Вместе с тем, бóльший вес России в интеграционном объединении означает возможность конвертации его в бóльшее политическое влияние. В Европе уже отметили для себя, что после 20 лет продвижения идеи ЕАЭС Казахстан изменил свое отношение к этому союзу с самого оптимистического и амбициозного подхода к интеграции к более осторожному и ограниченному видению перспектив. В этом отношении во всех европейских СМИ отметили то обстоятельство, что российский президент Владимир Путин и лидеры стран-партнеров России по объединению неоднократно заявляли, что ЕАЭС - это исключительно экономический проект, не затрагивающий политического суверенитета стран-участников.
Не случайно, что органы управления ЕАЭС подчеркнуто рассредоточены по трем столицам объединения. Штаб-квартира экономической комиссии будет находиться в Москве, суд - в Минске, а финансовый регулятор - в Алма-Ате. В Европе констатируют, что Москва действует осторожно в отношении своих партнеров по интеграционному проекту, больше полагаясь на время, чем на свою относительную мощь. Большинство европейских наблюдателей полагают, что рассматривать Евразийский экономический союз как новый СCCР не стоит, поскольку инициированный Россией проект евразийской интеграции не выдерживает сравнения ни с Советским Союзом, ни с ЕС. Поэтому Евразийский экономический союз, согласно этим взглядам, лишь является развитием многочисленных попыток России удержать бывшие советские республики в едином экономическом пространстве после распада Советского Союза.
В этом отношении можно говорить об определенном противоречии. За риторикой и экономической практикой скрыты политические интересы России. Крайние критики в Европе видят в проекте ЕАЭС "фантомные боли" нашей страны. Сотрудничество в рамках евразийской интеграции развивается крайне медленно из-за экономических и политических разногласий, коррупции и отсутствия информации. Без Украины Евразийский экономический союз на постсоветском пространстве - мертворожденная экономическая идея. Евросоюз, по мнению президента России, усматривает в евразийских интеграционных процессах угрозу своей конкурентоспособности. Поэтому сами европейцы самоуверенно заявляют, что запланированный внутренний рынок ЕАЭС откроет новые возможности для европейских фирм. "Сравнение с Европой в любом случае показывает: "другой ЕС" вряд ли конкурентоспособен, - пишет в своем итоговом комментарии Frankfurter Allgemeine Zeitung. Собственные технологические и инновационные возможности ЕАЭС выглядят для европейцев не убедительно. Экономический успех Таможенного союза остается неясным для них. Очевидно, что какие-то подвижки в этой области смогут быть достигнуты лишь после смены экономической стратегии развития в РФ. Вопрос о том, что станет с Евразийским экономическим союзом, в настоящее время для европейцев остается полностью открытым.
Итак, в Европе усматривают три основных аспекта создания ЕАЭС. Во-первых, Россия желает создать свой собственный экономический центр в мире. Во-вторых, объединение ЕАЭС должно обеспечить влияние России на экономическое развитие бывших советских республик, особенно в Центральной Азии, где, кстати, наращивает свое влияние Китай.
И, в-третьих,
Европейская редакция ИА REGNUM