Константин Воронов: Выборы в Европарламент - кризис доверия между элитой и избирателями углубляется
Несмотря на впечатляющий прорыв радикалов, популистов, евроскептиков на прошедших выборах 22-25 мая с.г. в 28 странах-членах ЕС в
Выборы в Европарламент стали, как отмечают многие отечественные и зарубежные аналитики, своего рода протестным голосованием широких масс европейцев (при участии в общем 43,09% избирателей, в Словакии явка оказалась скандально низкой - 13%) против современной интеграционной линии нынешних ЕС-властей. Этим успешно по-сути воспользовались правопопулистские партии, ультралевые круги. Помимо того, что эти два крайних слоя европейского политспектра являются последовательными, принципиальными евроскептиками (даже противниками евроинтеграции в рамках ЕС-28-ми), они, примечательно, завзятые поклонники и почитатели курса президента
Единственным характерным исключением на этом печальном для евроинтеграторов фоне стала, пожалуй, только Германия, где ведущие доминантные, антиподные национальные партии -
Однако Германия всё же остается не только светлым пятном на этой безрадостной картине, но и вдохновляющей надеждой для всей интегрирующейся Европы. В большинстве других странах противники ЕС добились громких успехов, прежде всего во Франции и Великобритании. Успех британской Партии независимости Соединённого Королевства (англ. United Kingdom Independence Party) был вполне ожидаем, предсказуем, поскольку он был напрямую связан с негативным отношением избирателей к ЕС-курсу консервативного кабинета
Последний раз такой ошеломляющий результат был больше ста лет назад: на выборах первое место не у консерваторов и не у лейбористов, а у третьей партии. UKIP получила 27,5 % голосов и 23 депутатских места из общих британских 73-х в ЕП. Ценности и платформу UKIP (она выступает за выход страны из состава Евросоюза, жесткий контроль за миграцией, против легализации гей-браков etc.) сравнивают с другими подобными европейскими ультраконсерваторами - "Национальным фронтом - НФ"
Во Франции исторического успеха на этих выборах добился праворадикальный НФ
НФ давно и последовательно борется, как известно, против доминирования Большого Брюсселя во французской и европейской политике, и особенное недовольство его представители проявляют в отношении миграционной политики, наплыва иноплеменных в эпоху глобализации. Поэтому концептуально руководство "Национального фронта" хочет заменить ЕС и
С точки зрения Берлина исход выборов во Франции "вызывает большое разочарование и глубокое беспокойство", хотя собственно сами двусторонние отношения с Парижем не ухудшились, они были не настолько плохи в период
В других малых государствах ЕС-противники также улучшили свои позиции. Так, Австрийская партия свободы (АПС) (нем. Freiheitliche Partei Österreichs (FPÖ) - правая (ранее ассоциировавшаяся с именем её бывшего скандального лидера
В Скандинавии также значительно усилили позиции местные националисты, выступающие против расширения ЕС. Их партия Шведские демократы, на выборах в 2009 г. набравшие маргинальные 3,37%, сегодня уже вышли на 8,6% и впервые войдут в ЕП. В Финляндии критически настроенная по отношению к ЕС партия Истинные финны получила солидное третье место с 12,9% голосов (7).
В ЦВЕ также заметен рост критиков и скептиков в отношении Евросоюза, теперь представителей этих партий в ЕП в целом будет вдвое больше. Усиление партийно-политических позиций этой группы объединений ослабит, возможно, подход ЕС в связи с кризисом на Украине, "жесткого курса" по отношению к Москве.
Хотя в Венгрии правящая партия "Фидес" отпраздновала свою победу (52% голосов - 12 мандатов), праворадикальной партии "За лучшую Венгрию" ("Йоббик") (венг. Jobbik Magyarországért Mozgalom) - удалось набрать второй национальный результат - почти 15% голосов венгров, что позволило ей послать 3-х своих представителей в ЕП (8). Как правящая коалиция, так и оппозиционеры негласно соревнуются в своей нелицеприятной, жесткой, подчас, критике евробюрократии и её олицетворения - Большого Брюсселя. Венгерские националисты поддержали, ошеломив всю Европу, вхождение Крыма в состав РФ, и одним из своих предвыборных обещаний потребовали возвращения Закарпатья Венгрии.
Единственным утешением для канцлера ФРГ Ангелы Меркель и её активных европейских сторонников является, видимо, тот факт, что ЕС-консерваторы продолжают оставаться крупнейшей фракцией в ЕП и совместно с фракцией социал-демократов они сохраняют четкое правящее большинство (449 депутатских мест при 376 необходимых для большинства). Но в Берлине уже готовы, очевидно, как-то переоценить по-новому весь курс Евросоюза, чтобы сделать его более привлекательным для широких слоев своих сограждан. Характерная черта, которая повсеместно бросалась в глаза на этих выборах в Европарламент - широкая апатия.
В ходе избирательной кампании во многих странах в ходу были "невинные" шутки, давние анекдотические истории относительно регламентации
В этих непростых условиях Германия вновь должна выступить, как считают многие европейцы (политики, эксперты, наблюдатели), в качестве спасителя интегрирующейся Европы как это было и в период обострения еврокризиса 2008-2010 гг. Именно немцы могут стать той самой движущей силой по дебюрократизации Большого Брюсселя, ликвидации так называемого "дефицита демократии", от которого страдает Евросоюз, оставаясь всё ещё элитным, а не народным, подлинно демократическим проектом Европы. Но многие немцы по-иному воспринимают сложившуюся ситуацию, как, например, это было в период "кризиса задолженности" и спасения Греции, когда нужно было что-то предпринимать, но, очевидно, не так, а по-иному. Многие иной раз забывают, что демократия в Германии имеет, к счастью, прочные конституционные основания и Ангела Меркель политически ответственна только перед своими избирателями. Она не может проводить германскую интеграционную политику таким образом, чтобы другие страны-члены ЕС могли от неё что-то требовать, поскольку этим правом могут пользоваться лишь её сограждане - избиратели. Сегодня, судя по всему немцы, как несущая немаловажную нагрузку нация в Евросоюзе, в целом удовлетворены своим положением в рамках ЕС. Однако есть определенные границы для многих германских избирателей, с которыми они готовы пока мириться, несмотря на рост негативизма в отношении евроинтеграции (как показали итоги выборов в Европарламент 2014 г.) у своих европартнеров. Кратко подытожим: нынешний исход выборов в ЕП значительно усилил влияние партийно-политических сил, требующих сократить наднациональные полномочия органов ЕС или вообще их элиминировать.
Относительный успех антиинтеграционистских партий и группировок - как левого, так и правого толка - объясняется дальнейшим углублением социальных, экономических, политических и прочих проблем на фоне глобального кризиса, серьезного внешнего и внутреннего рецессивного финансового давления (9). Эти партии, настроенные против ЕС, смогут, очевидно, сформировать новый блок (необходимо не менее 25 членов из 7 стран) в ЕП, что придаст им устойчивый официальный статус. Этого будет достаточно, чтобы блокировать всю работу, процесс принятия решений в Европарламенте. Удастся ли им сформировать прочную, работоспособную межнациональную коалицию в ЕП - большой вопрос, учитывая серьезные противоречия между составными частями этого альянса. Евроскептики, подчеркнем, - разобщены политически, расколоты идеологически. При этом стоит ожидать новых самых разнообразных баталий в новом Европарламенте.
Однако открытые внутренние стычки будут и у ведущих межфракционных объединений - Европейской народной партии и Партии европейских социалистов, ближайшая из них - за пост председателя КЕС между Ж.-К. Юнкером и М. Шульцем. Именно они - топ-элитарии из Большого Брюсселя, по мнению евроскептиков, ответственны за устранение нынешнего запредельного уровня бюрократизации в Евросоюзе.
Самоочевидным последствием выборов в ЕП на национальном уровне может стать опасный рост популизма в ряде стран-членов ЕС, константный дрейф вправо ведущих партийно-политических сил, от которого мало кто выиграет. Однако кризис доверия, который лежит в основе подобного волеизъявления, вызывает повсеместную растущую тревогу. Руководству Евросоюза придется найти ответ на вызов своих избирателей, его не удастся просто проигнорировать. Хотя Европарламент в этом созыве будет обладать более широким кругом полномочий, ему предстоит реализовывать их в более сложном (внутренним и внешнем) контексте, а их результаты и последствия повлияют, разумеется, на повседневную жизнь 500 млн. европейцев.
1. Эти показатели несколько отличаются от текущих данных, но они свидетельствуют, видимо, о выведенных суммарных предпочтениях: http://en.wikipedia.org/wiki/European_Parliament_election,_2014
2. http://www.ecfr.eu/content/entry/commentary_explaing_the_ep_election_results_a_7_country_cheat_sheet
3. http://www.elections2014.eu/en/in-the-member-states/United-Kingdom/electoral-law
4. http://www.bbc.com/news/world-europe-27559714
5. http://www.reuters.com/article/2014/05/26/us-eu-election-idUSBREA4N0DK20140526
6. http://euobserver.com/eu-elections/124320
7. http://metapolls.net/category/europe/euroelections-2014/
8. http://www.politics.hu/20140525/2014-european-parliamentary-election-liveblog/
9. См. подробнее по этой проблематике в открытом доступе: Кризис ЕС и перспективы европейской интеграции (политические аспекты). Отв. ред. Н.К. Арбатова, А.М. Кокеев. М., ИМЭМО РАН, 2013, 204 с. http://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2013/13036.pdf