Иракская точка притяжения США и Ирана: на пути к "большой сделке"?
Подведены итоги парламентских выборов в Ираке, состоявшихся 30 апреля. Только к 20 мая стали известны будущие очертания политического поля арабской страны на ближайшие четыре года. Правящая коалиция "Государство закона" под руководством действующего премьер-министра
Блок аль-Малики показал уверенный результат во всех ключевых для себя регионах страны. Это провинции Басра, Васит, Кербела и Наджаф. В двух последних провинциях властям удалось собрать более 50% голосов. В столице власть также продемонстрировала устойчивость своих позиций - более 38% поддержки электората. Предсказуемо проголосовали курдонаселённый север страны, а также некоторые провинции, где преобладает суннитское население. В общих чертах расклад внутриполитических сил остался в прежнем виде. Ни одна партия и политическое объединение не получили подавляющего перевеса, а значит необходимо искать новый внутривластный компромисс. Продиктовать свои условия оппонентам действующему главе правительства итоги выборов не позволяют. Главный для него приоритет на нынешнем этапе - в сжатые сроки сформировать дееспособный состав правительства.
В этом аль-Малики намерены оказать всемерную поддержку главные внешние силы. Цель удержания Ирака от сползания в политический хаос объединяет таких разных по своим геополитическим установкам акторов, как США и Иран. На Ближнем Востоке единичны случаи совпадения интересов двух указанных игроков. Но в отношении целеполагания на иракском направлении у американцев и иранцев есть сближающие элементы. В первую очередь, это прагматизм, отталкивание от реальностей иракского политического поля. На эту константу в иракской политике Тегерана эксперты ИРИ ныне заостряют особое внимание (1).
Кандидатура аль-Малики в качестве главы государства устраивает и Вашингтон, и Тегеран. Действующий премьер, претендующий на очередное воспроизводство во власти, показал способность маневрировать между двумя внешними полюсами. И хотя многие в Тегеране продолжают воспринимать его в качестве "американской креатуры", это нисколько не мешает иранцам строить с центральным правительством в Багдаде конструктивный диалог. Отдать однозначное предпочтение, например, партиям Аммара аль-Хакима или Муктады ас-Садра означало бы для иранского руководства отход от выверенной линии дистанцированной поддержки всех влиятельных в соседнем государстве сил. Перед выборами эксперты отмечали крепнущие связи между Ираном и одной из наиболее активных в Ираке политической группировкой "Асаиб Ахль аль-Хак" ("Лига праведников"), в своё время отделившейся от движения Муктады ас-Садра. Но данная поддержка носит ориентированный на задачи Ирана в Сирии характер ("Лига праведников" рекрутирует бойцов из Ирака для поддержки режима
Важно отметить, что за необходимость развития отношений с Ираном высказываются все актуальные политики и объединения Ирака. По этому вопросу на общественно-политическом поле арабского государства выработался даже условный консенсус по умолчанию. Не считаться с этим американцы не могут. И это подчёркивает элемент прагматизма уже в их курсе по отношению к Ираку.
Так получилось, что иракские выборы пришлись на один из наиболее важных этапов американо-иранских отношений. Между Вашингтоном и Тегераном зреет понимание необходимости "большой сделки" на Ближнем Востоке. Ввод ядерной программы Тегерана в устраивающее Запад русло обеспечения её мирного характера, гарантированное сохранение Ирана в режиме нераспространения составят ключевой, но не единственный пункт "большой сделки". Нет сомнений в том, что любое соглашение США и Ирана, с возможным подключением других стран формата "5 + 1", откроет дорогу для сближения позиций и в других вопросах. Сирия, Ливан, Ирак, зона Персидского залива составят отдельные главы в вероятной "дорожной карте" американо-иранского урегулирования. Её появлению на свет всячески препятствуют ближневосточные союзники США. К примеру, в Израиле считают настрой нынешней американской администрации довести проект урегулирования с иранцами до своего логического конца "исторический ошибкой". Израильтяне придерживаются принципа, что с иранцами лучше вовсе не иметь никакого соглашения, чем заключать "плохой контракт". Тель-Авив вводит в ступор поток поступающих из Вашингтона сигналов о решительном настрое президента
На пути к её фиксации совпадающий прагматизм США и Ирана вокруг Ирака ложится одним из ключевых элементов. Иран готов поддержать аль-Малики на следующие четыре года. Но не из-за того, что в этом заинтересованы американцы, а исходя из понимания открывающихся при этом возможностей достичь устойчивости и предсказуемости в отношениях с США до конца президентского срока нынешнего хозяина Белого дома. Впрочем, это вовсе не гарантирует, что пути США и Ирана в их прагматичном отношении к ситуации в Ираке не могут разойтись ещё задолго до осени 2017 года.
Нынешнюю ситуацию сближения позиций американцев и иранцев вокруг Ирака можно представить как устоявшийся баланс сил, в расшатывании которого не заинтересована ни одна из сторон. США остаются крупнейшим военным спонсором иракских властей, поставщиком современных вооружений и военной техники. Сразу после прояснения поствыборной ситуации в Ираке американцы огласили свои планы поставить в страну оружия на общую сумму около $1 млрд. Пребывание у власти в Багдаде правительства аль-Малики даёт Вашингтону определённые гарантии, что это оружие не попадёт в руки радикальных группировок. В свою очередь, Иран остаётся крупнейшим экономическим партнёром Ирака. Совместные проекты двух соседей с каждым годом демонстрируют рост объёмов привлекаемых инвестиций и охват новых секторов их экономик. Если "большой сделке" США и Ирана суждено реализоваться, то на иракской площадке стыковки своих интересов они уже достигли ощутимых результатов. Возможно, что отведённый аль-Малики срок на формирование нового правительства будет протекать параллельно интенсивной работе США и Ирана над всеобъемлющим соглашением о двустороннем урегулировании. К 20 июля снять все разногласия по ядерному досье Тегерана вряд ли удастся. Но к концу текущего года можно ожидать если и не прорывов в американо-иранских отношениях, то дальнейшего углубления прагматизма США и Ирана в их подходах к острым ближневосточным вопросам.
(1) Seyyed Mohammad Sadeq Kharrazi, Iran's Approach to Iraq Rooted in Regional Strategic Issues // Iran Review, May 23, 2014.
Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM