"Российскому бизнес-образованию необходимо отслеживать мировые тренды и инициировать новые формы образовательной деятельности, которые называются life-long learning, у нас это переводят как "образование в течение всей жизни", а я бы сказал резче - "пожизненное образование", и даже в этой странной аналогии с "пожизненным заключением" есть смысл - потому что мы приговорены к пожизненному образованию, если хотим быть конкурентны", - как сообщает сегодня, 27 мая, корреспондент ИА REGNUM, такое мнение высказал накануне на встрече в Санкт-Петербурге доктор физико-математических наук, декан высшей школы менеджмента НИУ "Высшая школа экономики" (Москва) Сергей Филонович.

Он считает, что в построении такого бизнес-образования в России смогут сыграть роль сами выпускники российских университетов и бизнес-школ. Отношения с ними надо выстраивать не только как с богатыми успешными людьми - госчиновниками или бизнесменами, которые способны наполнить деньгами эндаумент-фонд университета, а сделать их участниками учебного процесса.

В НИУ ВШЭ двое таких успешных бизнесменов стали авторами курсов MBI, а также выпускники Высшей школы менеджмента придумали проект открытых лекций по разным отраслям знаний, которые читают и профессора, и сами выпускники. Оказалось, что молодому предпринимателю интересен не только бизнес и прибыль, но и самые различные отрасли знания - от философии до искусствоведения и управления в сфере культуры.

Филонович считает, что именно так формируется и продолжается в людях "правильная система ценностей", которая начинается с того, что бизнес - "это создание ценностей для потребителя при условии обеспечения прибылей, а не просто делание денег".

В тренде "пожизненного образования", по мнению эксперта, российские университеты должны осваивать новую форму деятельности - говоря бизнес-языком, "осуществлять повторные продажи образовательных услуг".

"Если человек получил хорошее образование в университете, и ему нравятся профессора, а теперь ему потребовался апгрейд, - он снова придет в свой университет, если будет уверен, что получит информацию о новейших достижениях в той или иной области, и будет готов за это платить, - отмечает Филонович. - Это будет, скажу еще один бизнес-термин - "заякоренный клиент". Если хорошо выстроить эту систему, начиная с первого высшего образования, то вы сильно расширяете клиентскую базу университета, но он должен приобрести новые компетенции по взаимодействию со своими выпускниками, чтобы эта система заработала".

Сергей Филонович по просьбе петербургских журналистов сформулировал то, что он считает неотъемлемым в каждом человеке, который принадлежит к интеллектуальной элите - это, прежде всего, порядочность, которая, к сожалению, с годами стремительно исчезает из перечня ценностей. Также важно интеллектуальное любопытство, которое не угасает с годами, - надо уметь видеть привычные вещи с непривычной стороны - только это дает конкурентные преимущества.

Также важна ценность уважения к личности другого, это воспитывается в искусстве дискуссии, которая у нас, к сожалению, нередко проходит под знаком "сам дурак". Люди начинают ответные реплики со слов "а на самом деле", то есть все, что говорил предыдущий оратор - это глупость, зато я сам - истина в последней инстанции.

"Ценность эффективного человеческого общения, ценность людей, которые не похожи на вас, это надо воспитать и сформировать, это не технократические ценности", - отмечает Сергей Филонович.

На вопрос, где университеты найдут столько свободных людей, которые захотят непрерывно учиться, узнавать новое и нетривиально мыслить, если сейчас в России со средней школы снова стали насаждать единообразие в мыслях, Филонович ответил: "Делай, что должно, и будь, что будет, если принимать во внимание только то, что происходит, то надо уезжать, а я для себя решил, что из России никогда не уеду".