Сегодня отношения Москвы и Киева являются, мягко говоря, прохладными. И пока нет оснований утверждать, что после президентских выборов 25 мая, в которых часть регионов Украины не будет участвовать, они станут лучше. Но есть переговорный формат, в котором "Белокаменная" и "Матерь городов русских" играют одинаковую роль - роль стран-посредников и стран-гарантов. Речь идёт о переговорах по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта в формате "5+2".

Украина идёт печальным путём Молдавии и Приднестровья

Что такое формат "5+2", все знают. Это - стороны конфликта в лице Приднестровья и Республики Молдова; гаранты и одновременно посредники в лице России и Украины; посредник в лице ОБСЕ и наблюдатели в лице США и Европейского союза.

5-6 июня в Вене должен пройти очередной раунд таких переговоров. Не будем детально останавливаться на позициях Приднестровской Молдавской Республики и Республики Молдова, которые в своих политических установках исходят из противоположных подходов. ПМР выступает за независимость, а РМ - за включение Приднестровья в состав унитарной Молдавии. Главное для нас сейчас в том, что изменилась ситуация с гарантами, посредниками и наблюдателями.

Внутри одного из гарантов началась реальная гражданская война. К сожалению, Украина 22 года спустя после молдавско-приднестровской войны пошла нашим печальным путём. Сейчас, когда 24 мая пишутся эти строки, очевидно, что выборы президента Украины не устранят ни сам конфликт, ни его истоки. Внутреннее противостояние продолжится. Как это может отразиться на переговорах по молдавско-приднестровскому урегулированию?

Запутанный клубок

Прежде всего, гаранты должны действовать согласованно, по общим правилам. Но как быть сейчас, когда Россия официально не признаёт легитимность киевских властей, а Киев обвиняет Россию в "агрессии"? Более того, с одной стороны, премьер-министр Украины Арсений Яценюк отверг идею двусторонних переговоров с Россией, настаивая на участии Запада; с другой, Россия вместе с США и ЕС сама вела переговоры об урегулировании украинского кризиса. Возникает вопрос: полностью ли в такой обстановке Киев в его нынешнем положении, как гарант и посредник в молдавско-приднестровских делах, сохраняет свою собственную субъектность, коль скоро другой посредник и гарант (Россия) ведёт прямые переговоры об урегулировании кризиса на Украине с теми, кто, в свою очередь, выступают наблюдателями в формате "5+2" - с ЕС и Штатами?

Такой получается запутанный клубок. Очевидно, что Россия, ЕС и США в ближайшей перспективе (то есть после встречи в Вене 5-6 июня и далее) продолжат официальные или неофициальные контакты по украинской проблематике. Возникает новый вопрос: насколько Украина как гарант и посредник будет свободна и консолидирована в выработке своей позиции в формате "5+2", если в ходе разрастания гражданской войны на Украине власти в Киеве находятся под влиянием Запада (прежде всего, США), а их оппоненты-федералисты на юго-востоке ориентируются на Россию?

Приднестровский "буфер" на пути румынской опасности отвечает интересам Украины

Конечно, не всё обстоит мрачно. Несмотря на непростую атмосферу на приднестровско-украинской границе после начала столкновений в братской для приднестровцев стране, на инцидент с задержанием двух украинских пограничников, оказавшихся на приднестровской территории, предприняты шаги по снятию напряжённости. В ПМР побывал гость из Киева - специальный представитель по переговорному процессу от Украины Андрей Веселовский. Он встретился с президентом ПМР Евгением Шевчуком. Как гласят официальные приднестровские источники, "на встрече обсуждался широкий спектр вопросов приднестровско-украинского взаимодействия. Речь шла и о снятии определенной напряженности, связанной, в том числе, с обвинительными заявлениями в адрес Приднестровья со стороны различных представителей Украины и СМИ. В ходе встречи было выражено общее согласие о необходимости снижения "градуса" подобной риторики и выстраивания конструктивного диалога".

Однако не подлежит сомнению, что Запад и Румыния попытаются воспользоваться украинским кризисом, оказать давление на Киев и добиться от него возможной полной блокады Приднестровья с востока. Как мы помним, после смены власти в Киеве Бухарест выходил на ответственных украинских чиновников с предложениями "быстрого решения приднестровского вопроса". Такое "решение", несомненно, в интересах Румынии. Но вряд ли Украина (при любой власти в Киеве) извлечёт пользу от падения приднестровского "буфера" на пути румынской опасности.

Не пришло время взять паузу?

Какие из всего этого можно сделать выводы? Как представляется, спешить с переговорами в формате "5+2" по молдавско-приднестровскому урегулированию в нынешней ситуации не имеет смысла. Лучше посмотреть, чем завершится происходящее на Украине, и как пойдёт дело после подписания 27 июня соглашений между Республикой Молдова и ЕС об ассоциации и зоне торговли. Мы знаем, что официальный Тирасполь не намерен участвовать в этих договорах между Кишинёвом и Брюсселем.

Разногласия и напряжённость, существующие между Москвой и Киевом, могут перенестись на работу в указанном формате. Это не будет способствовать поиску взаимоприемлемых решений в молдавско-приднестровском диалоге.

На различных переговорах вообще принято брать паузу. В этом нет ничего экстраординарного. Сейчас как раз тот случай. Пока, во-первых, не определилась ситуация на Украине, во-вторых, не прояснились отношения Москвы и Киева, тайм-аут в формате "5+2" не повредил бы. Он просто позволил бы принимать все последующие решения на молдавско-приднестровском направлении спокойно и на свежую голову.

Андрей Сафонов - президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья.