Снять город с паузы: какого вице-губернатора по экономике ждет бизнес Петербурга
Санкт-Петербург, 23 мая, 2014, 16:43 — ИА Регнум. В начале этой недели губернатор Петербурга
И экономисты, и бизнесмены полностью согласны с тем, что задачи и стиль работы нового куратора экономики должны кардинально отличаться от задач и стиля работы его предшественника. Установка
Экономическая ситуация в Петербурге далека от оптимальной. Индекс промышленного производства по итогам первого квартала - 93,7%, то есть снижение составило более 6%. Налоговые поступления выросли более чем на 20%, но растут и цены - с начала года более чем на 5%. Полтавченко предпочитает говорить не о спаде, а о "замедлении отдельных отраслей экономики", но суть дела от этого не меняется. По итогам года ожидается 50-миллиардный дефицит бюджета, если, конечно, не повторится опять ситуация с неспособностью комитетов тратить деньги в полном объеме.
Сравнение итогов-2011, последнего (неполного) года Матвиенко, и нынешней ситуации показывает, что рост валового регионального продукта замедлился в полтора раза (5% в 2011, 3,2% в 2013), еще кардинальнее изменилась ситуация с объемом промышленного производства (плюс 14% в 2011, минус 1,2% в 2013). Рост доходов бюджета и на 2011,и на 2014 был запланирован на уровне 5%.
Доводы правительства о том, что на городскую экономику влияет общая негативная экономическая конъюнктура, справедливы. Можно и согласиться с другим аргументом Смольного: часть вины - на правительстве Матвиенко, которое недостаточно занималось модернизацией во время и после кризиса 2008 года. Но это явно не все причины.
Первые несколько месяцев после появления в Смольном новой команды (в 2011 году) были для бизнесменов настоящим кошмаром. Перестали приниматься какие бы то ни было решения, кроме решений об остановке некоторых начатых или задуманных проектов. Отменили легкорельс от
Отчасти все это было связано с тем, что новое правительство входило в курс дел. Отчасти - с тем, что команда Полтавченко небезосновательно подозревала некоторые затеянные Матвиенко проекты в неэффективности (и проверяла эти подозрения). Отчасти - с общей установкой на секвестр, осторожность и недеяние. С момента появления Полтавченко в Смольном прошло уже почти три года, и ситуация, конечно, изменилась, но не кардинально. В отдельных вопросах скромность и неразмашистость администрации становятся ее сильными сторонами. Но для развития бизнеса это скорее минус: предпринимателям не хватает доверия и смелости чиновников.
Впрочем, часть экспертов защищают курс нынешней администрации. "Тенденция к осторожности была вынужденной, - говорит председатель ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка
В последнее время как такового единого куратора городской экономики в Смольном не было. Ряд комитетов - финансов, экономической политики, по труду, по тарифам - курировал
Такая размытость обязанностей и постоянная их передача из рук в руки - вторая важнейшая причина проблем с управлением экономикой вслед за консервативно-административным настроением Смольного. "Любому чиновнику нужен примерно год, чтобы хорошо разобраться в ситуации при смене направления деятельности, - говорит вице-президент "Объединения строителей Петербурга"
Третья, по словам предпринимателей, причина проблем с экономической политикой - своеобразие представлений администрации об экономике. У губернатора под влиянием информации, которую ему докладывают, сложилось специфическое представление об экономической ситуации в городе, говорит глава ассоциации промышленников и предпринимателей Петербурга
Ставка правительства Полтавченко на контроль, секвестр и экономию с самого начала не была ни для кого сюрпризом. Самым характерным его (правительства) представителем был вице-губернатор Вязалов, много лет работавший с
Одной из главных проблем предыдущего экономического руководства был своеобразный опыт этих чиновников, отмечает Сергей Федоров: "Игорь Голиков - хороший человек, но раньше он занимался сбором налогов и пополнением бюджета. От такой постановки задачи очень далеко и до креативности, и до реального развития экономики".
Список претензий бизнесменов к экономической политике города за последние три года в целом мало изменился. Прежде всего это административные барьеры: бумажек много, ждать долго, большого прогресса в этом вопросе нет. Следующий вопрос - подключения к энергосетям: бизнесмены жалуются, что сначала энергетики разработали структуру, к которой невозможно подключиться, а теперь штрафуют предпринимателей за незаконные подключения, и все это - серьезный тормоз экономики. Также бизнесменов волнует проблема рейдерских захватов и вывода активов.
Дополнительная неизвестная величина для городской экономической политики - возможные осенние выборы губернатора. Если они будут назначены на сентябрь, то никакой ясной политики, тем более новой, до выборов не будет. А если на выборах победит не Полтавченко, а, например, другой кандидат от власти, то таковой политики не будет и некоторое время после выборов.
Кто именно займет новый пост, неясно. По некоторым данным, это будет кто-то из нынешних глав экономических комитетов, возможно Максим Мейксин или
Главное, чего ждут предприниматели от нового экономического вице-губернатора, когда бы он не появился - большей открытости к бизнесу. "У нас есть советы по предпринимательству при губернаторе, но этот механизм используется процентов на 40, - говорит президент Нефтяного клуба Петербурга
Открытость власти к бизнесу должна сопровождаться прямой заинтересованностью чиновников в экономических успехах, считает Сергей Федоров: "Зарплаты "экономических" чиновников нужно поставить в зависимость от развития экономики. Этот метод использовали в Гонконге, в Сингапуре, он хорошо работает. Что касается открытости, то в каждом районе должен быть замглавы по экономике, к которому можно было бы спокойно прийти и рассказать о проблеме. Нужен прямой контакт".
Экономическая политика должна ориентироваться на интересы города в целом, отмечает Алексей Третьяков: "Когда мы говорим о том, что "это нужно городу", то должны иметься в виду не Смольный с крупным бизнесом, как это было при Матвиенко, а все жители города. Целью экономики должно быть общественное благо, а не прибыль крупного бизнеса. Например: уплотнительная застройка - плюс для строителей, но минус для жителей, поэтому ее запретили и правильно сделали. Другой момент - мы должны ориентироваться на развитие региональной экономики. В том числе в том, что касается торговых сетей и продуктов".
Новый руководитель должен руководствоваться конкретными обоснованными экономическими расчетами, подчеркивает Алексей Белоусов: "По каждому решению нужно считать, чего оно больше принесет - плюсов или минусов. А сейчас решения принимаются на непонятных и непросчитанных основаниях. Переложили инфраструктуру на строителей; чего город получил больше, плюсов от снижения издержек или минусов от сокращения объемов строительства? - никто не считал. Строители платят 10% всех налогов в городе, а доля инвестиций города гораздо меньше, почему? - никто не знает. И так далее: все новые льготы или все новые требования - все должно быть просчитано".
Сергей Гуркин