В начале этой недели губернатор Петербурга Георгий Полтавченко рассказал журналистам, что нового куратора городской экономики он ищет лично и делает это не спеша и тщательно. "Это должен быть очень креативный человек", - сказал губернатор. По его словам, "перестановки [в правительстве] связаны в первую очередь с необходимостью решения новых задач, которые появляются в процессе работы".

И экономисты, и бизнесмены полностью согласны с тем, что задачи и стиль работы нового куратора экономики должны кардинально отличаться от задач и стиля работы его предшественника. Установка Смольного на экономию, скромность, контроль и администрирование порядком утомили участников рынка. Контраст с прожектерством предыдущей администрации налицо, но это перестало восприниматься как плюс. Предприниматели ждут, что администрация Полтавченко станет чуть больше похожа на своих предшественников.

Экономическая ситуация в Петербурге далека от оптимальной. Индекс промышленного производства по итогам первого квартала - 93,7%, то есть снижение составило более 6%. Налоговые поступления выросли более чем на 20%, но растут и цены - с начала года более чем на 5%. Полтавченко предпочитает говорить не о спаде, а о "замедлении отдельных отраслей экономики", но суть дела от этого не меняется. По итогам года ожидается 50-миллиардный дефицит бюджета, если, конечно, не повторится опять ситуация с неспособностью комитетов тратить деньги в полном объеме.

Сравнение итогов-2011, последнего (неполного) года Матвиенко, и нынешней ситуации показывает, что рост валового регионального продукта замедлился в полтора раза (5% в 2011, 3,2% в 2013), еще кардинальнее изменилась ситуация с объемом промышленного производства (плюс 14% в 2011, минус 1,2% в 2013). Рост доходов бюджета и на 2011,и на 2014 был запланирован на уровне 5%.

Доводы правительства о том, что на городскую экономику влияет общая негативная экономическая конъюнктура, справедливы. Можно и согласиться с другим аргументом Смольного: часть вины - на правительстве Матвиенко, которое недостаточно занималось модернизацией во время и после кризиса 2008 года. Но это явно не все причины.

Первые несколько месяцев после появления в Смольном новой команды (в 2011 году) были для бизнесменов настоящим кошмаром. Перестали приниматься какие бы то ни было решения, кроме решений об остановке некоторых начатых или задуманных проектов. Отменили легкорельс от Московского вокзала к Пулково, Орловский тоннель, Ново-Адмиралтейский мост, Дворец искусств.

Отчасти все это было связано с тем, что новое правительство входило в курс дел. Отчасти - с тем, что команда Полтавченко небезосновательно подозревала некоторые затеянные Матвиенко проекты в неэффективности (и проверяла эти подозрения). Отчасти - с общей установкой на секвестр, осторожность и недеяние. С момента появления Полтавченко в Смольном прошло уже почти три года, и ситуация, конечно, изменилась, но не кардинально. В отдельных вопросах скромность и неразмашистость администрации становятся ее сильными сторонами. Но для развития бизнеса это скорее минус: предпринимателям не хватает доверия и смелости чиновников.

Впрочем, часть экспертов защищают курс нынешней администрации. "Тенденция к осторожности была вынужденной, - говорит председатель ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. - А то мы так быстро ехали, что и шею могли свернуть. Полтавченко имеет дело с последствиями решений 8-10 летней давности. Город тогда отдали крупному бизнесу. Теперь это начали пересматривать. Скажем, нет уже уплотнительной застройки или строительства жилых кварталов без инфраструктуры. Все это требует времени".

В последнее время как такового единого куратора городской экономики в Смольном не было. Ряд комитетов - финансов, экономической политики, по труду, по тарифам - курировал Сергей Вязалов, покинувший Смольный в начале весны. Промышленностью, инвестициями, предпринимательством, госзаказом и малым бизнесом занимался Игорь Голиков, ушедший из правительства еще чуть раньше. В апреле новому главе администрации губернатора Александру Говорунову передали комитет по госзаказу, а также комитет по развитию предпринимательства. Причем только на время. Другую часть полномочий Голикова, и тоже временно, курирует вице-губернатор Михаил Мокрецов. С главами некоторых комитетов работает лично губернатор.

Такая размытость обязанностей и постоянная их передача из рук в руки - вторая важнейшая причина проблем с управлением экономикой вслед за консервативно-административным настроением Смольного. "Любому чиновнику нужен примерно год, чтобы хорошо разобраться в ситуации при смене направления деятельности, - говорит вице-президент "Объединения строителей Петербурга" Алексей Белоусов. - И кадровая политика Смольного вызывает много вопросов. Все эти постоянные никак между собой не связанные перестановки не способствуют эффективной работе".

Третья, по словам предпринимателей, причина проблем с экономической политикой - своеобразие представлений администрации об экономике. У губернатора под влиянием информации, которую ему докладывают, сложилось специфическое представление об экономической ситуации в городе, говорит глава ассоциации промышленников и предпринимателей Петербурга Сергей Федоров: "Возьмите выступление на экономическом форуме. Губернатор говорит про 40-процентный рост инвестиций. Ему кажется, что инвестиционный климат стал на 40% лучше. Чиновники так ему докладывают, потому что думают о своих креслах. Но мы знаем, что это за "люксембургские инвестиции". Мы знаем, что промышленность падает, инвестиции в реальный сектор падают. А на словах все прекрасно. И работа идет так, словно все прекрасно".

Ставка правительства Полтавченко на контроль, секвестр и экономию с самого начала не была ни для кого сюрпризом. Самым характерным его (правительства) представителем был вице-губернатор Вязалов, много лет работавший с Алексеем Кудриным: крайне отрицательно относящийся к сомнительным размашистым проектам и крайне положительно - к скромным и понятным расходам. Установка на экономию вместо установки на развитие - одна из главных проблем развития городской экономики, уверен Алексей Белоусов: "Задачей должен быть не секвестр, а рост бюджета, не экономия, а развитие. Для этого нужно считать, что именно принесет то или иное решение".

Одной из главных проблем предыдущего экономического руководства был своеобразный опыт этих чиновников, отмечает Сергей Федоров: "Игорь Голиков - хороший человек, но раньше он занимался сбором налогов и пополнением бюджета. От такой постановки задачи очень далеко и до креативности, и до реального развития экономики".

Список претензий бизнесменов к экономической политике города за последние три года в целом мало изменился. Прежде всего это административные барьеры: бумажек много, ждать долго, большого прогресса в этом вопросе нет. Следующий вопрос - подключения к энергосетям: бизнесмены жалуются, что сначала энергетики разработали структуру, к которой невозможно подключиться, а теперь штрафуют предпринимателей за незаконные подключения, и все это - серьезный тормоз экономики. Также бизнесменов волнует проблема рейдерских захватов и вывода активов.

Дополнительная неизвестная величина для городской экономической политики - возможные осенние выборы губернатора. Если они будут назначены на сентябрь, то никакой ясной политики, тем более новой, до выборов не будет. А если на выборах победит не Полтавченко, а, например, другой кандидат от власти, то таковой политики не будет и некоторое время после выборов.

Кто именно займет новый пост, неясно. По некоторым данным, это будет кто-то из нынешних глав экономических комитетов, возможно Максим Мейксин или Сергей Русин. Впрочем, администрация Петербурга в последние три года доказала, что ее кадровую политику не способен предсказать никто.

Главное, чего ждут предприниматели от нового экономического вице-губернатора, когда бы он не появился - большей открытости к бизнесу. "У нас есть советы по предпринимательству при губернаторе, но этот механизм используется процентов на 40, - говорит президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин. - Если не сотрудничать с бизнес-сообществом, ничего не получится. Все коллеги в один голос говорят: мы топчемся на месте. Вместо движения вперед мы все время меняем правила, а для бизнеса нет ничего важнее, чем стабильные правила".

Открытость власти к бизнесу должна сопровождаться прямой заинтересованностью чиновников в экономических успехах, считает Сергей Федоров: "Зарплаты "экономических" чиновников нужно поставить в зависимость от развития экономики. Этот метод использовали в Гонконге, в Сингапуре, он хорошо работает. Что касается открытости, то в каждом районе должен быть замглавы по экономике, к которому можно было бы спокойно прийти и рассказать о проблеме. Нужен прямой контакт".

Экономическая политика должна ориентироваться на интересы города в целом, отмечает Алексей Третьяков: "Когда мы говорим о том, что "это нужно городу", то должны иметься в виду не Смольный с крупным бизнесом, как это было при Матвиенко, а все жители города. Целью экономики должно быть общественное благо, а не прибыль крупного бизнеса. Например: уплотнительная застройка - плюс для строителей, но минус для жителей, поэтому ее запретили и правильно сделали. Другой момент - мы должны ориентироваться на развитие региональной экономики. В том числе в том, что касается торговых сетей и продуктов".

Новый руководитель должен руководствоваться конкретными обоснованными экономическими расчетами, подчеркивает Алексей Белоусов: "По каждому решению нужно считать, чего оно больше принесет - плюсов или минусов. А сейчас решения принимаются на непонятных и непросчитанных основаниях. Переложили инфраструктуру на строителей; чего город получил больше, плюсов от снижения издержек или минусов от сокращения объемов строительства? - никто не считал. Строители платят 10% всех налогов в городе, а доля инвестиций города гораздо меньше, почему? - никто не знает. И так далее: все новые льготы или все новые требования - все должно быть просчитано".

Сергей Гуркин