"Центральная и Восточная Европа - это область между Германией и Россией": обзор СМИ Румынии
Если история повторяется, сначала как трагедия, потом как комедия - в новых условиях, с новыми главными героями и с другим финалом, то майского визита Рогозина в Республику Молдова было не избежать, пишет Romanian Global News. Его приезд был предопределен, и рассматривать его нужно именно с этой точки зрения.
Многие политики, аналитики и писатели после аннексии Крыма Россией сравнивали
И вот, насколько Путин жалкий эпигон Гитлера, настолько и приключение Рогозина в Молдавии - жалкое подражание полету Гесса в Великобританию, пишет Romanian Global News. Разница лишь в том, что личная трагедия немца спустя годы превратилась в буффонаду русского, с пикниками, рыбалками (Дмитрий Рогозин 9 мая выложил в Facebook фотографии совместной рыбалки на Днестре с министром культуры РФ
И вот тут начинается цирк, продолжает Romanian Global News. Чтобы выйти сухим из воды, Рогозин бросил российского министра культуры Мединского, который был в его делегации и сбежал как простой мошенник. Медведь сбежал как заяц.
Добравшись до дома, Рогозин начинает угрожать, пишет Romanian Global News. Его начальник, премьер-министр
С другой стороны, Рогозин заслуживает сочувствия, продолжает Romanian Global News. Ценой собственного унижения он защищал Путина, Медведева и других высокопоставленных КГБшников, засевших за стенами Кремля, ведь за пределами России им больше не на что опереться. Все дороги для них закрыты. Теперь по Европе они могут путешествовать только в цирковом фургоне, подводит итог издание.
Этнические русские и граждане Российской Федерации, для которых в русском языке есть два определения - "русские" и "россияне" (в румынском языке оба понятия объединены одним словом - "rușii" - прим. ИА REGNUM), начали ощущать на себе последствия испорченного действиями Российской Федерации в последние месяцы имиджа, пишет Adevarul. И то, что представительниц России на Евровидении освистали - только верхушка айсберга, своего рода вишенка на торте из всего того, что произошло, начиная с марта этого года, - лавины отторжения русскоговорящих и русофилов (часто эти группы путают) в большей части бывших советских республик.
Швеция, Турция, Польша, Литва - в этих странах коллективный менталитет и идентичность сформировались под сильным влиянием столкновений с Россией, продолжает Adevarul. В случае с Россией, коллизии со Швецией, интерпретированные сквозь призму "векового противостояния атакам Запада" и с Турцией, трактуемые как "защита православного мира" (и славян, за исключением румынского "бельма на глазу") сформировали в процессе эволюции и изменений два различных, но дополняющих друг друга аспекта идентичности русского империализма - враждебное отношение к Западу и панправославие с панславизмом.
Все, кто хочет понять отношение современной России к тому, что происходит за ее западными границами, стоит обратиться к истории русско-шведских и русско-турецких отношений, пишет Adevarul. Яблоко раздора 2014 года - Крым - это "жемчужина российской короны", появившаяся у империи в 1783 году в результате военной и политической победы над татарским каганатом (речь, очевидно, о Крымском ханстве - прим. ИА REGNUM), сотрудничавшим с Османской империей и покоренным ею.
В случае с Польско-Литовской республикой, ее развал в результате военных неудач и отсутствия внутренней сплоченности, последовал за веком, когда Польша угрожала существованию даже независимого русского государства в 1613 году (после Люблинской унии Речь Посполитая (XVI - XVIII вв.) была выборной монархией практически весь период своего существования, за исключением нескольких лет в начале и в конце своей истории, когда была наследственной монархией, притом что передачи власти по наследству в обоих случаях не состоялось - прим. ИА REGNUM), продолжает Adevarul. Таким образом, она способствовала укреплению антизападнических настроений среди московской элиты. Поэтому в мировоззренческом плане русским так сложно разглядеть в поляках (католиках) своих братьев-славян, в то время как братская любовь народов действительно сильна по отношению к сербам и болгарам (православным). Если бы не Россия, а Польша стала той силой, которая победила Османскую империю, тогда именно она бы получила место лидера славянского мира.
В конце первого десятилетия 21 века Швеция и Польша (которые к этому времени выросли из империй в нации), стали инициаторами "Восточного партнерства" - формально, механизма, обеспечивающего добрососедские отношения ЕС со странами на его восточной границе посредством экспорта ценностей, инвестиций и ноухау в европейскую часть бывшего СССР, неформально же - с целью последующей интеграции этих стран в
Развал СССР стал для России окончанием второй фазы существования в качестве империи, после царской, продолжает Adevarul. Сейчас российские власти считают себя достаточно сильными для того, чтобы инициировать третью фазу существования России как империи - под знаком возвращения под свое крыло всех русскоговорящих граждан (желательно со всеми их территориями) бывших советских колоний и восстановления Русского Мира.
В настоящее время чувство отторжения по отношению к русским и России набирает обороты из-за оккупации Крыма и отделения Донецкой и Луганской областей, пишет Adevarul. Стоит ожидать, что русофобия не ограничится странами-соседками России, а распространится и далее. Мы живем в мире, где все взаимосвязано так, как никогда в истории. Понятно, что ненависть не приводит ни к чему хорошему, порождая еще больше ненависти. Но это цена, которую российские граждане платят за действия руководства Российской Федерации.
Важно, чтобы русофобия, которая в ближайшее время только разрастется, не пала карой на головы тех русских, которые являются лояльными гражданами стран, объявивших о своей независимости в 1991 году после развала СССР, продолжает Adevarul. Этим странам стоит задуматься о шагах, которые склонят на их сторону русские меньшинства на их территориях. Также важно разделять этнических русских и русскоговорящее население - количество вторых всегда больше, чем первых. В большинстве случаев, они являются представителями других этносов, подвергшихся русификации в советский период. Не стоит позволять русским властям использовать этих граждан, для которых Россия не является исторической родиной, в своих целях.
Это может показаться парадоксальным, но русофобия исчезнет только тогда, когда в соседствующих с Россией государствах появятся эффективные структуры и институты, и они смогут придать собственному гражданству вес, со всеми вытекающими, даже для тех, кто еще ностальгирует по Российской империи, пишет Adevarul. Только тогда воды расступятся, все станет ясным, а русская нация сможет родиться и налаживать отношения с другими без имперских настроений и русофобских выпадов. До тех пор, пока существует русофобия, Россия не завершила свой путь от империи к нации, подводит итог издание.
Нравится нам это или нет, но наиболее очевидное геополитическое определение, которое было дано в современной истории Центральной и Восточной Европе - это "область между Германией и Россией", пишет Contributors. Много чего может меняться в экономике, социуме и внешней политике, но только не в географии. Расположение стран и соседей - не выберешь, даже если Путин сегодня нам пытается демонстрировать обратное, как однажды уже пытались Гитлер и
Неизбежная судьба или эволюция Центральной и Восточной Европы в последние 100 лет была отмечена позиционированием данной территории между двумя блоками интересов, продолжает Contributors. Другими словами, между двумя империями с захватническими замашками. Мало реальных шансов было у Центральной Европы избежать этой игры дележки сфер влияния между Востоком и Западом и роли "разменной монеты", а также возможности освободиться по-настоящему от политической, экономической и концептуальной зависимости. Слишком редко восточноевропейцы выбирали что-либо за себя, часто выбирали за них, и предательство этой территории происходило вновь и вновь, со свойственным цинизмом великих держав, погрязших в своих бархатных разглагольствованиях.
Сегодняшний восточный кризис далек от завершения, пишет Contributors. Россия продолжит использовать рычаг русскоязычного населения с целью сделать уязвимыми страны "Восточного партнерства" ЕС, а также для блокирования евроатлантической перспективы данных стран, что будет означать продолжение зависимости от ресурсов, политической, экономической и военной силы Москвы. Воодушевленные легкой аннексией Крыма и отсутствием реального противодействия оппозиции, а также решений со стороны Украины и Запада, и другие регионы и населенные пункты с русскоязычным большинством будут проталкивать свой сепаратистский месседж, причем не только на Украине, но и в Молдавии, а в более далекой перспективе возможно и в Белоруссии и в Закавказье.
Приднестровье не откажется от своих намерений, а так же будет продолжать пытаться не зависеть (пусть и формально, как сейчас) от Кишинева, продолжает Contributors. Россия ее в этом поддержит. Возможны и военные провокации в регионе с целью "разморозить конфликт" 1991-1992 годов и вынести его на международную повестку дня. Возможная федерализация, продвигаемая Россией, может оказаться ловушкой, окончательный выход из которой как раз и может означать окончательное отделение, но после как минимум одного потерянного десятилетия и с огромными политическими и экономическими потерями для РМ. Поэтому будет использоваться любая теоретическая модель конституционно-федерального проекта, в рамках которого у федеративной единицы Приднестровья (в статусе государства, республики, провинции) будет достаточно законных политических рычагов для блокирования будущего решения РМ по вступлению в ЕС или НАТО.
Маловероятное сегодня и полностью отрицаемое официальными лицами из-за Прута признание независимости Приднестровья Кишиневом (а значит окончательное отделение Приднестровья от РМ) вместе с правительственной программой принятия Республикой Молдова граждан, желающих покинуть Приднестровье, могло бы стать решением для разблокирования ситуации и присоединения РМ к политическим, экономическим и военным структурам западной системы, пишет Contributors. Это не значит, что "избавление" от Приднестровья автоматически будет означать присоединение к ЕС или НАТО, но ясно, что в ситуации страны, разделенной де-факто между Востоком и Западом, а также с российскими войсками на своей территории, невозможно двигаться вперед к реальному вступлению в ЕС, подводит итог издание (Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из Приднестровья, звучащие на протяжении ряда лет, о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Кишинев до сих пор не объявил - прим. ИА REGNUM).
Кризис на Украине придал отношениям между Востоком и Западом оттенок холодной войны, пишет Income Magazine. Но путинская Россия далеко не так сильна, как кажется. Аннексировав Крым, Кремль нанес сильный удар - дипломатический и военный, и украинские силы, как и западные страны, не смогли этому помешать. Тем не менее, Россия не имеет необходимых средств, чтобы конкурировать с силами НАТО.
С 2008 года Россия начала реализацию комплексного плана модернизации своих Вооруженных сил, продолжает Income Magazine. Только на замену старого вооружения было выделено 600 миллиардов евро до 2020 года. Однако Кремль не намерен останавливаться на достигнутом. К 2017 году военный бюджет вырастет на 44%. Тем не менее, начатое реформирование армии еще далеко от "стабильного результата". Конечно, Москва теперь имеет спецназ и высококвалифицированные мобильные войска, но в целом армия по-прежнему сталкивается с большими проблемами.
Военно-морской флот, например, или военно-воздушные силы довольно устаревшие, страдают от неоспоримой "технологической задержки" по сравнению с западным оснащением армий, пишет Income Magazine. Кроме того, внушительная по численности русская армия - около 700 тыс. человек - оснащенная внушительным ядерным арсеналом, продолжает рассчитывать на "количество" вместо современных методов ведения боевых действий, характеризующих западные армии.
С другой стороны, в течение последних двух лет экономика России находится в упадке: от 3,4% роста ВВП в 2012 году до 1,4% в 2013 году, продолжает Income Magazine. И 2014 год ничего хорошего не обещает. По последним пересмотренным прогнозам, страну с более чем 140 млн жителей не ждет в этом году рост более чем на 1,1%. К этому следует добавить галопирующую инфляцию (6,2%) и снижение курса национальной валюты.
Украинский кризис только ухудшит экономическое положение России, пишет Income Magazine. Среди прочего, говорят, что в связи с ситуацией на Украине Россия уже потеряла 150 млрд. долларов. И очевидно, что если дело дойдет до реальных экономических санкций, энергетический сектор, который обеспечивает 70% внутреннего продукта России, не спасет государство от серьезных трудностей, подводит итог издание.
Ситуация на Украине - хороший повод проанализировать не только кризис в соседней стране, но и то, как Румыния собирается участвовать в региональной политике, пишет Curs de Guvernare. По мнению профессора факультета политических наук Бухарестского университета, доктора истории
Восточная политика Румынии, по его словам, не должна сводиться только к Республике Молдова, продолжает Curs de Guvernare. "Вот уже как 24 года в Бухаресте все концентрируются только на РМ. И никакого особого отклика мы не получили, несмотря на огромные инвестированные ресурсы. Если желать результатов, необходимо проводить целостную восточную политику, как в любом министерстве иностранных дел в мире", - добавил эксперт.
В свою очередь директор Института политических наук Румынской академии