"Белоруссия с высокой долей вероятности подпишет договор о создании Евразийского союза в Астане 29 мая", - заявил 22 мая корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист Александр Синкевич, оценивая перспективы подписания договора о создании нового интеграционного объединения России, Белоруссии и Казахстана.

Эксперт напомнил, что официальный Минск неоднократно выказывал крайнее недовольство фактом незавершенности предыдущих интеграционных объединений, прежде всего - Таможенного союза, который сохраняет множество изъятий и пошлин. "Особенно болезненным для белорусской стороны является вопрос раздела таможенных пошлин по нефти, который обходится Белоруссии в несколько миллиардов долларов ежегодно, несмотря на статус единственного европейского стратегического союзника России, - отметил Синкевич. - Руководство России с пониманием относится к этой проблеме, учитывая необходимость координации внешнеполитической активности и производственной кооперации, особенно в сфере ВПК. Тем более, что события на Украине и давление Запада вынуждают Кремль прислушиваться к пожеланиям Минска".

"Однако Российская Федерация не готова к полной отмене таможенных ограничений в Евразийском союзе, учитывая его ожидаемое расширение за счет новых членов. Поэтому по ключевым товарным позициям договоренности будут оформляться на двустороннем уровне, - продолжил Синкевич. - Очевидно, белорусско-российские переговоры дали результат, удовлетворяющий обе стороны. Так что Евразийский союз, вероятно, будет создан, но не следует ожидать от него слишком многого в ближайшие годы - его полноценный запуск потребует длительной "притирки" по образцу процесса создания Евросоюза".

Синкевич считает, что одним из наиболее трудных вопросов, который предстоит решить в процессе постсоветской интеграции, является гармонизация социально-экономических моделей стран-участниц Евразийского союза. "Именно отличия моделей не позволяют состояться многим практическим белорусско-российским проектам: интересы российского частного бизнеса ориентированы на максимизацию прибыли, а цель белорусского народно-хозяйственного комплекса - укрепление государственной субъектности", - считает экономист.

По мнению ряда российских и белорусских экспертов, показательным интеграционным проектом является создание автомобильного холдинга "Росбелавто" на базе минского госпредприятия ОАО "МАЗ" и российского ОАО "КАМАЗ". Первый зампред Совмина Белоруссии Владимир Семашко 21 мая заявил, что Москва и Минск далеки от достижения компромисса по созданию "Росбелавто".

Оценивая данный процесс, Синкевич отметил: "У Минска особенно много сомнений в целесообразности передачи белорусских предприятий в состав горизонтальных холдингов, собирающих под одним "зонтиком" прямых взаимных конкурентов - как, например, "МАЗ" и "КАМАЗ" в потенциальный холдинг "Росбелавто". Белорусская сторона в таких случаях боится рейдерских захватов и недружественных поглощений своих активов. Особенно усилились эти опасения после скандального развала в 2013 г. калийного картеля по инициативе российского игрока ОАО "Уралкалий". А последующая история с арестом Владислава Баумгертнера заставила задуматься многих российских бизнесменов, не привыкших к подобной реакции государственной машины, в оправданности рискованных игр на белорусском поле. Подобные события не способствуют укреплению доверия между двумя странами".

"В связи с этим белорусская сторона настаивает на создании вертикально-интегрированных холдингов замкнутого производственного цикла, что снижает обоюдные риски, но менее интересно в плане прибыльности и контроля над общим бизнесом для российской стороны. Кроме того, для России не всегда желательно выносить за пределы своей страны ключевые технологические процессы, особенно в сфере ВПК", - добавил экономист.

Тем не менее, констатировал Синкевич, сам факт споров свидетельствует о наличии переговорного процесса и взаимной заинтересованности сторон. Эксперт подчеркнул: "Несмотря на вышеназванные сложности, многие совместные проекты уже успешно реализуются: флагманами выступают строительство Белорусской АЭС и плодотворное сотрудничество в нефтегазовой сфере. Это дает уверенность, что экономическая интеграция России и Белоруссии будет постепенно наращивать обороты, даже невзирая на политические и хозяйственные противоречия".

Как сообщало ИА REGNUM, 21 мая первый зампред Совмина Белоруссии Владимир Семашко заявил, что правительство Белоруссии выработало компромиссные варианты формулировок договора о Евразийском союзе России, Белоруссии и Казахстана. "Вчера в правительстве мы обсудили этот итоговый документ, и замечания и предложения были сняты. Мы нашли компромиссные формулировки и решения. Белорусская сторона принципиально готова к подписанию договора", - сказал он.

Ранее, 29 апреля в Минске проект договора об образовании Евразийского союза обстоятельно обсудили Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев. После этого 9 мая в Минске Александр Лукашенко, комментируя итоги переговоров с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным во время состоявшегося 7-8 визита в Москву, заявил: "Мы не будем блокировать подписание этого договора. Если не можем сделать большой шаг, то тогда маленькими шажками надо идти вперед. Мы исходим из этого".