Вопросам подготовки квалифицированных кадров для экономики Челябинской области обсудили на совещании, которое провел врио губернатора Борис Дубровский. Главе региона представили новый проект - "ТЕМП", который в перспективе позволит решить задачи и достичь целей, обозначенных в Стратегии развития Южного Урала до 2020 года, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе главы субъекта РФ.

"В Стратегии развития Челябинской области мы поставили перед собой две ключевые задачи - увеличить в два раза валовый региональный продукт и увеличить производительность труда. Но мы прекрасно понимаем, что без подготовленных кадров этих целей не достичь, - открыл совещание Борис Дубровский. - Именно поэтому мы должны выстроить такую систему образования, которая будет готова к реализации этих задач. С одной стороны, Южный Урал - один из лидеров в стране по качеству образования, это бесспорно. С другой - очень часто на профильных встречах я слышу, что бизнес, представители предприятий не довольны теми специалистами, которые приходят к ним после выпуска из образовательных учреждений. Они не имеют тех навыков, которые применимы на предприятии, у них нет практики, которая требуется. Есть и претензии у ректоров к тем абитуриентам, которые приходят к ним после школ".

Дубровский отметил, что и сам сталкивался с такими проблемами, будучи руководителем Магнитогорского металлургического комбината: не было дефицита в инженерных кадрах, но при этом остро не хватало специалистов рабочих профессий. Глава региона убежден, что проблема требует кардинально нового решения, именно поэтому он пригласил для обсуждения представителей регионального минобра, вузов и учреждений среднего профессионального образования, экспертов и признанных авторитетов в образовательной сфере.

Участники встречи подробно остановились на всех ступенях системы образования Челябинской области, проанализировав каждую с точки зрения нескольких параметров: его содержания, материально-технических условий и кадрового состава. По каждой из этих составляющих Южный Урал действительно занимает крепкие позиции по сравнению с другими регионами страны. Однако все успехи, достигнутые за последние годы на этой ниве, не решают главной проблемы - отсутствие мотивации у подрастающего поколения получать профессию, востребованную в реальном секторе экономики, а также отсутствие желания и возможностей у педагогов эту мотивацию создавать.

По мнению министра образования Александра Кузнецова, система профориентационной работы, которая существует в нашей стране сейчас, начинает свое "воздействие" на школьника уже в старших классах. По сути - тогда, когда у подростка уже сформированы свои представления о будущем, которые зачастую строятся не на реальных фактах о ситуации на рынке, знаниях о перспективах его развития, а на воздействии массовой культуры, СМИ и других факторов. Кузнецов уверен, что работу по воспитанию мотивации нужно начинать уже в младших классах, а в идеале - на уровне детского сада.

Особую роль в этом также должна сыграть и система дополнительного образования, техническое направление которого за последние десятилетия серьезно уступило свои позиции более "легким" творческим направлениям - музыкальным школам, вокальным студиям, спортивным секциям. Одновременно с мотиваций школьников должна формироваться мотивация педагогов, которые также должны быть заинтересованы - в том числе материально - в подготовке будущих "технарей".

Объединив всю эту информацию, в региональном Минобразования разработали проект "ТЕМП", который схематично выглядит как "Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования". В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока: Т - требования времени; Е - единство целей и задач; М - мотивация и стимулирование; П - пути решения и приоритеты деятельности.

К 1 августа по поручению Бориса Дубровского этот проект будет доработан до программного документа, с заложенными индикативными показателями и конкретными мероприятиями по достижению намеченных целей. Но уже сегодня эксперты, приглашенные на совещание, сделали вывод о безусловной своевременности и актуальности проекта. Так, директор Дворца пионеров и школьников им. Крупской Иван Иоголевич убежден, что школа не должна быть и никогда не будет выполнять "заказ" экономики на специалистов, которые остро требуются сейчас. Ведь с точки зрения технологий, развития общества в современных условиях 15 лет, через которые нынешние первоклашки начнут трудиться, могут оказаться целой эпохой. Но при этом, по мнению Иоголевича, школа должна воспитывать и формировать в ребенке тягу к труду, системное мышление.

С этим мнением согласился Борис Дубровский: "Действительно, гораздо важнее сформировать навык, мотивацию на саморазвитие, определенную жизненную позицию, чем пытаться угадать потребность в кадрах через 15-20 лет. Последний мировой кризис многим напомнил, что надо жить в реальности, в реальном секторе экономики. И те цели, которые поставлены в Стратегии, они сводятся, по сути, к одному - Челябинская область должна стать зоной опережающего развития, причем за счет собственных ресурсов. И для достижения этой цели мы должны подготовить людей, которые будут нацелены на производство и созидание".