Белорусский эксперт: Донбасс всегда тяготел к общерусской модели идентичности
Состоявшиеся 11 мая референдумы в Донецкой и Луганской областях дали основания для широкого спектра экспертных оценок их итогов. По какому сценарию развивается ситуация на Украине? Об этом своё мнение в интервью ИА REGNUM высказал 18 мая белорусский политолог
ИА REGNUM: Есть ли у украинского кризиса общие черты с югославским, приднестровским, иными сценариями?
Донбасский случай интересен тем, что в составе Украины этот регион не обладал какой-либо политической субъектностью, автономией и так далее. Этим Донбасс напоминает Приднестровье, которое тоже возникло как бы "с нуля". В Югославии, как и в большинстве других распавшихся восточноевропейских государств, обособившиеся образования уже имели определенный политико-административный статус (республика, национальная автономия и т.п.) К слову, под эту модель подпадает и Крым, который в составе Украины имел хоть и "бумажную", но все-таки автономию, да и вообще попал в состав этого государства случайно, о чем местное население хорошо помнило. Донбасс же не только не имел автономии, но и в этническом плане считался преимущественно украинским регионом - во всяком случае, в соответствии с советскими и украинскими переписями. "Сепаратизм" Донецка и Луганска выявил тот простой факт, что осуществляемый украинским государством
ИА REGNUM: Может ли федерализация остановить распад постсоветской Украины по югославскому сценарию?
Сама по себе федерализация ничего не решит до тех пор, пока в основу украинской государственности положена агрессивная русофобская модель украинского национализма, которая на наших глазах эволюционирует в откровенный нацизм. Однако отказываться от нее в Киеве не собираются и, более того, за двадцать лет промывки мозгов значительная часть населения, особенно молодежь, прониклась этими, с позволения сказать, ценностями. Поэтому вряд ли будет жизнеспособной федерация, где одна часть считает русских братьями и чествует ветеранов Великой Отечественной войны, а другая устраивает факельные шествия в честь Бандеры и скандирует "москалей на ножи". Конечно, такая федерация может существовать под нажимом внешних игроков, как существует Босния и Герцеговина, но в долгосрочной перспективе это нежизнеспособно.
ИА REGNUM: Запад не признал итоги двух референдумов в Белоруссии, а официальный Минск - итогов референдумов в Донецкой и Луганской областях. Власти Белоруссии надеются снискать благосклонность Запада и добиться отмены унизительных санкций?
Вряд ли речь идет о какой-то благосклонности Запада к Белоруссии. Отношения официального Минска и Запада стабильно плохие, и вряд ли их что-то может принципиально улучшить в ближайшее время. Другой вопрос, что официальный Минск не хочет дальнейшей эскалации напряженности с Западом, поэтому и занимает такую позицию. Но, к слову, референдумы в Донецкой и Луганской областях пока не признала и Россия. Вообще, все это говорит, прежде всего, о слабости России, которая не может дать своим союзникам и сателлитам надлежащих гарантий безопасности в случае открытой поддержки не признаваемых Западом российских инициатив.
ИА REGNUM: Заметна ли роль
Формат СНГ себя очевидно исчерпал. Функцию "цивилизованного развода" СНГ худо-бедно выполнило, но никаких проектов совместного будущего для постсоветского пространства предложить не смогло. Поэтому роль СНГ будет неуклонно снижаться.
ИА REGNUM: Насколько оправдано мнение о том, что решение украинского кризиса не зависит от федералистов и "новых властей Украины", но находится в компетенции внешних акторов?
Здесь имеет место сочетание как внутренних, так и внешних факторов. Безусловно, украинский кризис имеет внутренние причины, которые и привели страну к состоянию failed state. В то же время, заинтересованные внешние силы ведут свою игру и используют внутриукраинские противоречия в своих интересах. По сути, речь идет о разделе сфер влияния на Украине между Западом и Россией, и будущее Украины будет в значительной степени определяться итогами торга между Россией, США и ЕС.
ИА REGNUM: В случае создания Республики Новороссия как скоро может наступить стабилизация на Украине?
Новороссия сегодня - в большей степени политический миф, чем реальность. Какую-то реальную перспективу сегодня имеют только Донецкая и Луганская республики, которые, скорее всего, объединятся. По сути, здесь на наших глазах складывается новая политическая общность, со своими символами, героикой освободительной борьбы, и даже государственным мифом, восходящим к Донецко-Криворожской республике, существовавшей непродолжительное время после 1917 года. Возможно, если проект ДНР докажет свою жизнеспособность, он послужит толчком для аналогичных процессов на землях исторической Новороссии. Но пока говорить о Новороссии как о реальном проекте, объединяющем пространство от Харькова до Одессы, не приходится, а местное население, судя по всему, частью распропагандировано украинскими СМИ, частью пассивно, частью запугано фашиствующими милитаризованными бандами.
ИА REGNUM: При урегулировании украинского кризиса желательна ли конституционная реформа постсоветской республики? Могут ли при этом быть использованы идеи, заложенные в проекте Конституции ДНР?
Нужна не просто конституционная реформа - нужна идеологическая перезагрузка всей украинской государственности: национализм бандеровского пошиба должен быть осужден и выброшен на свалку истории, в противном случае мира и спокойствия на украинской земле не будет. Конституционное переустройство и его конкретные формы - лишь производная от этого базового принципа.
ИА REGNUM: Какие выводы для Белоруссии из украинского кризиса может сделать официальный Минск?
Основной вывод - абсолютная деструктивность национализма, основанного на противостоянии России "любой ценой" и возвеличении в качестве национальных героев нацистских коллаборантов.