Многие ругают выборы, но мало делают для повышения их чистоты, прозрачности и законности, заявил 15 мая в ходе семинара-совещания в Калининграде член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, сопредседатель Ассоциации по защите избирательных прав "Гражданский контроль" Александр Брод, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Немало граждан, согласно соцопросам, испытывают недоверие к выборам. Тому немало причин. Это и безответственность, популизм участников избирательного процесса, неоперативная и не всегда адекватная реакция правоохранительных органов на сообщения о нарушениях, применение административного ресурса. Подобная ситуация заставляет избиркомы, неправительственные организации, занимающиеся наблюдением за выборами, совершенствовать свою работу, направлять усилия на создание атмосферы взаимного доверия с гражданами - участниками избирательного процесса", - отметил Брод.

Он напомнил, что в Государственной думе прошло первое чтение законопроекта об общественном контроле, который внес президент: "Это очень важный механизм для придания дополнительных рычагов, полномочий неправительственным организациям, в том числе и за наблюдением за ходом избирательных процессов. Этот законопроект об основах общественного контроля в Российской Федерации в статье 10 закрепляет перечень следующих инструментов общественного контроля: обсуждение, общественные публичные слушания, общественный мониторинг, общественная экспертиза, общественные проверки, общественное расследование, опросы общественного мнения, публичный отчет должностного лица перед общественными палатами - федеральной и региональной. При этом результатом общественного контроля могут стать действия, порождающие конкретно юридические последствия. В частности, общественная инициатива, имеющая целью отмену дополнений или изменений действующего либо принятие нового правоприменительного акта, оспаривание в том числе в судебном порядке нормативных правовых актов, решений и действий либо бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

Брод подчеркнул, что Конституционный суда РФ признает право граждан на судебное обжалование решений и действий (бездействие) комиссий, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором эти граждане принимали участие в выборах.

Однако некоторые неправительственные организации ставят задачи, направленные на достижение скорее политического, и не общественно значимого результата. По мнению Брода, такой практики быть не должно.

Он указал на еще одну проблему - необходимость изменений в избирательное законодательство по части формирования наблюдателей: "У нас есть две возможности быть выдвинутыми в качестве наблюдателей: либо от политических партий, либо от средств массовой информации. Партии нас могут заподозрить в ангажированности. От СМИ, так мы не все журналисты, и я сам не приветствую тот факт, когда перед выборами создаются, растут, как грибы, новые СМИ, которые дают направление в качестве наблюдателей всем подряд. Поэтому предложение заключается в том, чтобы в избирательное законодательство был введен пункт относительно формирования общественных наблюдателей по линии региональных общественных палат. Это помогло бы подготовленным общественникам принять участие в мониторинге избирательных процессов, их более тесному взаимодействию с избирательными комиссиями".

Напомним, что семинар-совещание с председателями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, входящих в составы Северо-Западного и Центрального федеральных округов проходил в Калининграде 15-16 мая. Масштабное мероприятие организовано Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Избирательной комиссией Калининградской области. Темой форума стали задачи избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления в единый день голосования 14 сентября 2014 года.