Проверка реализации региональных программ расселения аварийного жилья, проведенная Фондом содействия реформированию ЖКХ, показала, что среди регионов, не предоставивших отчет об использовании выделенных на это денег, оказался и Татарстан - республика, которую гендиректор ФСР ЖКХ Константин Цицин до последнего времени часто ставил в пример по эффективности освоения средств. Казанские эксперты, опрошенные ИА REGNUM, считают, что подобное поведение для субъекта федерации, постоянно заявляющего о своем лидерстве, является постыдным.

"Тут не нужно ничего выдумывать, если граждане вовремя не сдают налоговые декларации, то на них накладываются штрафы, здесь та же ситуация, только на уровне взаимоотношений федерального центра и регионов, - считает правозащитник и общественный деятель Игорь Веселов. - Можно только догадываться, что послужило причиной подобного отношения Татарстана к отчетности, но то, что она не выполнена, мягко говоря, ни есть хорошо. И наводит на мысль, что деньги использовались не по целевому назначению. В последнем случае истину должны установить уже прокурорские проверки. Думаю, пока ситуация не прояснится, Фонд приостановит финансирование региона".

"На вопрос, где деньги, должны отвечать ответственные лица, ясно одно, что регион должен отчитаться, иначе это будет серьезный удар по его имиджу, - убежден правозащитник и председатель Общественного совета при Исполкоме Казани Ефим Андурский. - Другое дело, что, на мой взгляд, такая структура, как Фонд содействия реформированию ЖКХ, просто не нужна. Доходы с ЖКХ собираются в муниципалитетах, и ими же они должны распределяться. У каждого города собственный жилищный фонд, в Казани он один, а в Набережных Челнах - другой, и усреднить их просто невозможно. Сам же федеральный фонд, поставленный распределять государственные деньги, никаким реформированием ЖКХ не занимается, да, максимум, что он может, так это вот - заниматься расселением аварийного жилья".

"Могут быть три причины, по которым Татарстан не отчитался перед федеральным фондом, - уверен независимый правовой аналитик Юрий Егоров. - Первая - банальная неисполнительность. Деньги в регион приходят из центра, здесь уже распределяются по муниципалитетам и сельским поселениям. Те, в свою очередь, должны отчитываться перед республикой, и если хотя бы одно сельское поселение не отчиталось, общий документ по республике в Москву отправлять нельзя. Вторая - кто-то что-то скрывает. Если это так, то подобным делом должны заняться прокуратура и криминальная полиция. Ну, и третья - чисто техническая. Несмотря на то, что в нашей республике буквально носятся с IT-сферой, очень часто на самых ответственных местах стоит настолько допотопная техника, что обычный сбой на диске "С" может уничтожить уникальную и обширную базу данных, которую за один день не восстановишь. Я надеюсь, что в нашем случае дело в первой причине, точнее, мне бы хотелось надеяться на это".