Татарстан, 7 мая, 2014, 17:23 — ИА Регнум. В региональных СМИ со ссылкой на источники в силовых структурах появилось имя пособницы террористов, ликвидированных 1 мая в ходе спецоперации в Чистополе. Сообщается, что это 32-летняя Гульназ Гилячова, бросившая гранату в полицейских.
В результате взрыва пострадали три сотрудника правопорядка. Появление в среде радикальных исламистов Татарстана женщины, обученной обращаться с оружием, опрошенные ИА REGNUM эксперты расценивают как новый этап развития местного бандпопдолья по дагестанскому сценарию.
"Давайте вспомним первое обращение так называемого "амира муджахедов Татарстана" Раиса Мингалеева, в котором тот клялся в верности Доку Умарову, - говорит эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. - Вместе с ним в кадре было семь человек. Попробуем предположить, что трое из них подорвались на собственной машине, перевозя взрывчатку в Казань в августе 2012 года, двое уничтожены в ходе спецоперации в Казани в октябре того же года, и двоих уничтожили сейчас. Вроде бы семеро. Но если мы вспомним ликвидацию трех исламистов в Нурлатском районе в 2010 году или подрыв в собственном доме бомбиста Рустама Юсупова, произошедший в селе Мемдель Высокогорского района, то поймём, что террористические группы региона могут существовать автономно друг от друга.
Правда, до последнего случая они ни разу не использовали женщин (хотя есть информация, что у супруги покойного Юсупова нашли пояс шахида), что позволяет говорить о развитии ситуации в Татарстане по дагестанскому сценарию. Заметьте, террористка бросила именно гранату, стало быть, её обучали обращаться с оружием".
"Сейчас, рапортуя об успешно проведенной операции, силовики отчитываются о том, как ликвидировали последствия, но никто не говорит о причинах произошедшего и борьбе с ними, - убежден казанский политолог Глеб Прожилов. - До последнего времени с агрессивным исламизмом в Татарстане никто не боролся, все 1990-е и "нулевые" годы адепты этих течений спокойно вербовали себе сторонников. И то, что теперь стали появляться люди, готовые взрывать себя и окружающих, - это и есть наследие политики местных властей той поры. В результате условный Дагестан пришел в Поволжье. И теперь никто не может дать гарантий, что чистопольской спецоперацией все ограничится, поскольку людей, симпатизирующих подобной идеологии, в республике довольно много".
"Гарантий, что после Чистополя в Татарстане не произойдут новые вылазки исламистов нет никаких, - полагает президент Информационно-аналитического центра "Религия и общество" Алексей Гришин. - Причина сложившегося положения заключается в том, что чиновники на местах долгое время закрывали глаза на существование этой проблемы, поскольку отсутствие подобных угроз считается показателем высокой эффективности их работы. Между тем, целые поколения мусульманских священнослужителей прошли обучение за границей и привезли сюда чуждую идеологию. Что сейчас готов противопоставить этому наш государственный аппарат? Контридеологию, работу с молодежью? Десятилетиями ничего подобного не делалось, и только в последнее время началась какая-то активность. Однако бороться с последствиями безответственного отношения к вопросу придется еще довольно долго".