Украина вправе сделать выбор в пользу любого интеграционного вектора, однако её вступление в НАТО абсолютно неприемлемо. Об этом 9 апреля в Минске в интервью чешской газете "Лидове новины" заявил министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей.

"Сразу хочу сказать, во-первых, мы выступаем за то, чтобы ситуация на Украине нормализовалась, чтобы там был диалог и внутриполитический, и внешнеполитический, чтобы как можно быстрее воцарился мир и стабильность. Вступление Украины в НАТО, если это произойдет, конечно же, для нас абсолютно неприемлемо. Это повлечет за собой еще бóльшие негативные последствия. Мы исходим из этого. Что касается выбора Украины между Европейским союзом или Таможенным союзом, будущим Евразийским экономическим союзом, то это - суверенное право этого государства", - сказал глава МИД Белоруссии.

"Я хочу сказать, что все то, что произошло на Украине, произошло во многом опять-таки по вине наших европейских партнеров. Я присутствовал на саммите "Восточного партнерства" в ноябре прошлого года в Вильнюсе и был свидетелем того, как бывшего президента Украины Януковича критиковали за то, что он мечется между Востоком и Западом. Некоторые руководители государств-членов Евросоюза сказали ему: "да, мы вам поддержку гарантируем, но помощи от нас вы не ждите". Что должен был сделать Янукович в тех условиях, когда экономика - и тогда, и сейчас - находится на грани краха? Конечно же, он обратился за помощью к России. После этого Евросоюз одумался и начал срочно предлагать какие-то меры поддержки, параллельно подогревая настроения тех людей, которые вышли на улицы и протестовали против власти, - отметил Макей. - То, что они не обещали Януковичу до саммита в Вильнюсе, они немедленно реализовали после того, как увидели, что ситуация развивается в неблагоприятном направлении. И, по словам нынешнего премьер-министра Яценюка, собираются выделить чуть ли не 15 млрд долларов помощи со стороны Европейского союза Украине. И США выделяют огромное количество помощи, и Международный валютный фонд вдруг неожиданно лицом повернулся к Украине, начал вести разговор. Возникает закономерный вопрос: где вы были раньше? Может быть, и не случилось бы того, что произошло на Украине? Вопрос риторический".

Макей констатировал: "Украина, конечно, более мощное государство по сравнению с Белоруссией. Украина - крупное региональное государство с населением в 45 млн человек. В Белоруссии 10 млн (на самом деле менее 9,5 млн, - прим. ИА REGNUM), поэтому, конечно, не сравнить и экономический потенциал. Понятно, что Украина была таким принципиальным вопросом и для Европейского союза, и для России. Украине в этом плане многое прощалось по сравнению с Белоруссией. Наши европейские партнеры на такие же нарушения на Украине не обращали внимания".

Оценивая предысторию политического конфликта на Украине, глава МИД Белоруссии сказал: "Не надо было изначально ставить вопрос таким образом: вы или с Европой, или с Россией. А ведь это было. И в рамках того же "Восточного партнерства". Инициатива сама по себе интересная, хорошая, и мы тоже готовы участвовать в этой инициативе, потому мы рассматриваем ее как инструмент нормализации наших отношений с Европой. Но я не хочу сказать, что мы, в отличие от некоторых других стран, как например, Молдавия, Грузия, готовы сегодня вступить в Европейский союз. Мы считаем, что в рамках этой инициативы должны быть дифференцированные подходы, дифференцированное отношение к странам-участницам этого партнерства. Мы сначала должны увидеть, что из себя представляет Европейский союз, в чем его притягательность для наших людей. Потому что пока Евросоюз в глазах нашего белорусского обывателя ассоциируется только лишь с санкциями, критикой, шантажом, с указанием, что мы должны двигаться только в этом направлении, а не как-либо иначе. Конечно же, государственная пропаганда способствует формированию такого мнения, и правильно делает. Это своего рода защитная реакция с нашей стороны".

"Евросоюз считает, что сегодня все должны и готовы бежать в эту организацию, ну, а они в Евросоюзе будут выбирать, как и с кем выстраивать какие-то отношения. Но мы не будем пока бежать, потому что мы видим, что в Евросоюзе своих проблем хватает. Дай Бог ему разобраться с этими проблемами. Если бы мы видели, что это действительно является притягательной для нас идеей, то, может быть, мы и побежали, но очень хорошо взвесив все "за" и "против" и просчитав все последствия", - сказал глава МИД Белоруссии.

Как сообщало ИА REGNUM, официальный Минск долгое время воздерживался от официального признания "новых властей Украины", поддерживая с ними сепаратные контакты. Александр Лукашенко 26 марта заявил, что не считает Виктора Януковича през0идентом Украины, а 29 марта пригласил в Белоруссию присвоившего после государственного переворота полномочия "и.о. президента Украины" Александра Турчинова, которого демонстративно называл "президентом". После этого, пресс-служба президента Белоруссии опубликовала сообщение о состоявшемся 25 апреля выступлении Лукашенко перед жителями Могилёвской области, в котором он называет Турчинова "президентом". Лукашенко претендовал на роль посредника между "новыми властями Украины" и Российской Федерацией, которая не признаёт их легитимность, а также неоднократно заявлял о категорическом неприятии федерализации Украины, на чём настаивает восставшее население юго-востока Украины. Его официальные СМИ Белоруссии именуют "террористами" и "сепаратистами".