Выборы в Европейский парламент: легитимизация Брюсселя и парадоксы евроскептицизма
До европейских выборов в
Майские выборы - это первые реальные выборы в Европейский парламент в истории Евросоюза, которые будут иметь решающее влияние на выбор будущего главы европейской исполнительной власти. Одним из новшеств, введенных в соответствии с Договором ЕС (пунктом 5 статьи 17 Лиссабонского договора, действующего с 1 декабря 2009 года), является положение о том, что при назначении следующего председателя
Брюссельский наднациональный уровень власти в Европейском Союзе все более начинает напоминать парламентские системы в государствах-членах ЕС. Подобное развитие наднациональной власти Брюсселя будет способствовать бóльшей политизации Европейского Союза, в частности, благодаря санкционированному избирателем персональному олицетворению европейской политики. Сегодня Европейский парламент уже не является просто консультативным институтом. В этой связи в Европе сейчас много говорится о своеобразном новом качественном "переходе", поскольку принятые Лиссабонским договором положения меняют общие правила игры.
Европейский парламент избирался на основе всеобщего голосования с 1979 года. Но все эти выборы с практической точки зрения их результата являлись более символическим действием. Они создавали некую общую европейскую квази гражданскую идентичность, и только. Безвластный статус Европейского парламента определялся тем, что он не мог самого главного - влиять на национальные бюджеты стран-членов ЕС. Теперь, в соответствии с последними новшествами Европейского Союза, Европейская комиссия получила определенную степень контроля над национальными бюджетами, а Европейский парламент может влиять на состав этого верховного исполнительного органа Евросоюза. Означенные обстоятельства будут способствовать укреплению демократической легитимности Брюсселя в принятии решений в общем европейском процессе и, в конечном итоге, продолжению европейской интеграции.
Впервые через европейские выборы граждане смогут влиять напрямую на направление политики ЕС, представленной сейчас в Европейском парламенте двумя основными силами: правоцентристами из "
Вечером в понедельник 28 апреля 2014 года в Маастрихте на базе местного университета впервые в истории Евросоюза состоятся предвыборные дебаты между основными претендентами - кандидатами на пост председателя Еврокомиссии от "Народной партии"
Однако повторимся, что реальные шансы на пост председателя Европейской комиссии имеют лишь два лидера - от "Народной партии" и от "Партии европейских социалистов" Юнкер и Шульц.
В сравнении с Шульцем, Юнкер является более выдающимся политическим деятелем своей страны и Европы. Сейчас он заранее обещает сформировать Европейскую комиссию под своим руководством из политиков, а не из чиновников бюрократов, как это практиковалось ранее. Подобное обстоятельство означало бы дальнейшую политизацию наднационального уровня управления Евросоюзом.
По исследованию общественного мнения европейцев группой Pollwatch, "Народная партия" - этот своего рода "интернационал" европейских национальных правоцентристских партий, может получить на предстоящих выборах 217 мандатов в Европейском парламенте. "Партия европейских социалистов" - 208. Другие прогнозы начала апреля 2014 говорят о ситуации равновесия между "Народной партией" и "Партией европейских социалистов". Как бы там ни было, но будущие европейские выборы обещают напряженную борьбу между этими двумя главными силами в Европейском парламенте, при том условии, что "Народная партия" имеет явно предпочтительные шансы в крупнейших странах Евросоюза: Германии, Франции, Испании и Польше.
Казалось, в связи с новым положением о связи европейских выборов с определением исполнительной власти Евросоюза, они формально перестают, как это было всегда раньше, быть просто спором между про- и антиевропейскими силами в ЕС.
Однако на выборах 2014 года этого не случится. По отношению к ЕС граждане и избиратели государств-членов традиционно подразделяются на "евроэнтузиастов", "еврокритиков" и "евроскептиков". Если в начале 2009 года доверие к ЕС испытывали 47% европейцев, то сейчас эта цифра снизилась и составляет всего 31%. По отношению к европейским выборам у европейцев всегда присутствовало ощущение, что они никак не могут повлиять на принятие тех или иных решений на уровне Евросоюза. Сейчас эти представления лишь усилились. Согласно опросам, 66% избирателей в европейских странах полагают, что их голоса в ЕС не играют никакой роли. Во всех странах, кроме Дании, таких людей оказалось большинство. Таким образом, у "евроскептиков" имеется большое количество потенциальных избирателей на предстоящих европейских выборах. Например, в Италии уровень евроскептицизма на предстоящих европейских выборах может достичь отметки 50% - это, если мы сложим вместе голоса проявляющих различный уровень евроскптицизма "Движения пять звезд"
Кандидат на пост председателя Европейской комиссии от "Народной партии"
Все партии евроскептиков имеют разные стратегические интересы. Так, например, нидерландская Партия свободы (PVV) Герта Вилдерса и британская Партия независимости Соединенного королевства Найджела Фараджа озабочены проблемой мигрантов в своих странах. Германская партия "Альтернатива для Германии" (AfD) основную проблему видит в наличии единой валюты евро. Председатель AfD Бернд Лукке уже высказал сомнения в перспективах сотрудничества своей партии с британской Ukip по причине враждебного отношения последней к мигрантам. "Истинные финны"
Евроскептицизм правых в ЕС не консолидирован на единой позиции. Поэтому здесь надо понять, что силы "евроскептиков" в будущем Европейском парламенте вряд ли смогут создать в нем единый блок. Для создания фракции в Европейском парламенте требуются минимум 25 депутатов из семи стран. Итак, проблемой "евроскептиков" в будущем Европейском парламенте станет способность сформировать хоть какую-нибудь фракцию, которая смогла бы стать центром притяжения для сил всех внутренних противников Евросоюза. Правда, нельзя не признать, что само будущее присутствие представителей этих партий в Европейском парламенте является их относительным успехом на европейских выборов, поскольку может подтолкнуть другие основные партии в Европарламенте занять близкую к "евроскептикам" позицию по отдельным вопросам.
Общий характер европейских выборов, как голосование pro et contra Европейского Союза, имеет еще и сугубо национальное значение. Европейские выборы ведут к иной конфигурации очередности партий в своих странах по сравнению с итогами национальных выборов. Интрига предстоящих европейских выборов в Великобритании - сможет ли Ukip Найджела Фараджа оказаться первой в ряду британских партий, опередив правящих в стране консерваторов. Такое вполне возможно. Точно так в случае с Италией M5S Беппо Грилло обещают на европейских выборах второе место в Италии (прогноз 27,4%) после PD премьера Маттео Ренци (прогноз 32,5%). Аналогичным образом, опередив социалистов, венгерские Jobbik смогут стать вторыми после правящей правоцентристской партии Fidesz
Однако евроскептицизм - парадоксальная вещь в Европе. Возьмем, к примеру, Испанию с ее тяжелым уже пятилетним кризисом, хронической безработицей в 27%, а среди молодежи - более 50%. Подобное обстоятельство никак не отражается на политическом партийном евроскептицизме в этой стране на европейских выборах. Аналогичным образом дела обстоят и в кризисной Португалии. Похоже, что специфика движения этих стран в свое время в Европейский Союз повлияла на подобный расклад на европейских выборах. Получается, эти страны были счастливы обменять у себя формальный аппарат правой диктатуры на формирующуюся наднациональную и недемократическую систему Европейского Союза в Брюсселе.
Что касается современных кризисных событий на востоке от Евросоюза - конфликта на Украине, то он зримо повлиял на настроения местных избирателей на предстоящих европейских выборах лишь в одной единственной стране - Польше. Согласно результатам опроса TNS Polska, опубликованным 6 апреля 2014 года, 27% польских избирателей на предстоящих европейских выборах собираются проголосовать за правящую правоцентристскую партию "Гражданская платформа"
Европейская редакция ИА REGNUM