"The Barents History Book": скандинавы издают учебник истории для Русского севера
Мы продолжаем цикл наших статей о политике мягкой силы Норвегии в северных приарктических районах Российской Федерации. На этот раз речь пойдет о попытках норвежцев воздействовать на региональные компоненты образования в РФ через культурную политику норвежского Баренцева Евро-Арктического региона (
Проблемой российского постсоветского гуманитарного образования всех уровней по-прежнему остается т. н. региональный компонент государственного стандарта общего образования. Регионализация образования стала одним из стратегических направлений развития просвещения в России. Впервые региональный компонент образования в качестве эксперимента был опробован в 1989 году. Он включал в себя дополнение и корректировку образовательных программ в связи с национально-этническими, региональными и местными социально-культурными факторами. В настоящее время государственный образовательный стандарт регламентирует только федеральный компонент образования, а региональный компонент является прерогативой региональных властей и администраций школ. Федеральным законом он не регламентируется, что оставляет известный простор для творчества, впрочем, не всегда конструктивного.
Особенностью регионального компонента образования в субъектах федерации в Архангельской, Мурманской областях, республике Карелии, республике Коми и Ненецком автономном округе является то, что на него пытается воздействовать такая зарубежная структура, как норвежский Баренцев Евро-Арктический регион. Вклинивание БЕАР в систему регионального образования особенно заметно в Архангельске, поскольку его структуры изначально и давно получили прописку в местном университете, с 2010 года ставшего частью Северного Арктического федерального университета (САФУ). В своих публикациях мы уже фиксировали крайне негативные по своим последствиям примеры воздействия норвежского БЕАР и его идеологии на региональный компонент высшего, среднего и начального образования в Архангельской области. Особенно системный характер имеет попытка воздействия на местную высшую школу. Так, например, в 2001 году в Архангельске под грифом Министерства образования РФ, Поморского университета имени Ломоносова и секретариата Баренцева региона (Норвегия) было издано учебное пособие для высшей школы "Баренцев евро-арктический регион и Архангельская область: международное сотрудничество. История и современность".(1) Авторами его выступили: ректор Поморского университета проф.
Однако Баренц-секретариат и его структуры не остановились на достигнутом. На повестке дня реализация фундаментальных проектов издания учебника истории и энциклопедии. С 2006 года идет работа по подготовке "единого учебника" по истории для высшей школы стран Баренцева региона под названием "The Barents History Book".(3) По замыслу авторов этого проекта, учебник будет использоваться в учебном плане в университетах в Баренцевом регионе, в том числе, в России, а также в совместных транснациональных образовательных проектах, вроде программы подготовки "российских бакалавров циркумполярных наук".
Идея написать учебник об общей истории Баренцева региона родилась в 2001 году во время шведского председательства в ЕС. Она возникла у шведского координатора деятельности Баренцева региона Гуннара Ласинатти. Идея была подхвачена Ларсом Элениусом - руководителем факультета социальных наук шведского Университета Лулео. Элениус сформулировал общую концепцию проектируемого для Баренцева региона учебника истории. По его замыслу, книга должна быть посвящена процессу модернизации в странах Баренцева региона. Учебник, таким образом, является еще и завершением исследовательского проекта 2004-2013 годов "Модернизационные процессы в Баренцевом регионе". Этот проект был профинансирован Северным советом скандинавских стран и Финляндии. В декабре 2006 года для определения источников финансирования создания учебника из шведов и норвежцев была создана руководящая группа. После этого собственно проект "The Barents History Book" стартовал 29 августа 2007 года. На следующий год, 11-12 октября 2007 года, в Киркинесе - "столице" Баренцева региона был проведен специальный семинар, посвященный проблеме будущего учебника, в котором приняли участие эксперты из университетов стран Баренцева региона, в том числе, и из России.
Финансирование проекта подготовки учебника обеспечивается несколькими национальными и международными источниками, в том числе, фондами
Цель проекта - написать учебник университетского уровня для студентов, в первую очередь, для тех, кто изучает историю, а также создать полезное учебное пособие для студентов, изучающих социальные и политические науки, а также для всех лиц, интересующихся историей "Фенно-Скандинавии" и российского Северо-запада. Книга охватывает хронологический промежуток времени с 800 года н. э до 2010 года, с упором на период модернизации ХIХ и ХХ веков. Готовая книга будет содержать 300-400 страниц, в том числе, карты, графики, иллюстрации и т. д. В книге предусмотрена хронологическая таблица и список рекомендованной литературы.
Всего в этом суперпроекте участвуют 35 университетских историков преподавателей из университетов Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Учебник выходит под редакцией четырех авторов: проф. Ларса Элениуса, Университет Лулео, Швеция; проф. Марии Ляхтенмяки, Университет Оулу, Финляндия; асоц. проф. Хальварда Тьелмеланда, Университет Тромсе, Норвегия; доц. Алексея Голубева, Петрозаводский университет, РФ. Каждая из четырех стран Баренцева региона представлена одним соавтором в каждой главе. Всего в процесс написания текста, таким образом, вовлечено 24 историка из университетов Норвегии, Швеции, Финляндии и России. От России в авторском коллективе "The Barents History Book" участвуют: проф.
Показателен состав руководителей групп по написанию отдельных глав. Все они, за исключением двух групп - скандинавы и финны. Руководителем групп главы 5 (период 1939-1955) и главы 6 (период 1955-1970) является числящийся по Петрозаводскому государственному университету доц. Алексей Валерьевич Голубев. Одновременно Голубев, напомним, как указывалось выше, является и одним из четырех главных редакторов "The Barents History Book".
Кто такой доцент Голубев? При ближайшем рассмотрении выясняется, что у Голубева нет базового образования историка. Он закончил Петрозаводский университет по специальности филология, английский язык. Голубев с 2002 по 2006 год - преподаватель английского языка в провинциальном Петрозаводском университете. Только после этого он сменил эту стезю и стал "историком".
Алексей Голубев является типичным представителем молодого поколения в наших университетах, которые весь смысл отечественной истории, как "науки", видят для себя в непрерывной череде зарубежных грантов + постоянного научного туризма в страны Запада, оплачиваемого тем же Западом из средств т.н. "трэвел грантов". После защиты в 2006 году диссертации в Петрозаводске по теме НЭПа в Советской Карелии - название диссертации "Влияние экономического сознания на осуществление новой экономической политики (на примере Карелии)", Голубев активно занялся созданием "научных" каналов для получения "признания" на Западе. Для выхода на Финляндию, Канаду и США в 2006-2007 годах Голубев занимался проектом "Североамериканские финны в Советской Карелии". В 2007 году для выхода на Финляндию Голубев занимался проектом "Финская оккупация Карелии" в рамках oral-history. В 2009-2012 годах для выхода на Финляндию Голубев "исследовал" советский туризм в Финляндии. Заявленная цель проекта - изучение советского туризма на Западе, как опыта межкультурного общения. Все это, заметим - не актуальная тематика для отечественной истории. В 2010-2013 годах Голубев работал в проекте американского соросовского Института Открытого общества. Сейчас он активно занят во враждебном идеологически России норвежском проекте "Асимметричное соседство".
Усилия Голубева были вознаграждены за рубежом. В 2011 году он получил четырехлетний грант для написания диссертации Ph. D. в Университете британской Колумбии в Ванкувере в Канаде. Одновременно он преподает в качестве ассистента в этом университете. Сейчас его будущая карьера и возможность постоянной работы на Западе зависят, в том числе, от "усердия" в участии в проекте "The Barents History Book". Поэтому концептуально присутствие этого "вундеркинда от истории" в качестве главного редактора в проекте "The Barents History Book" целиком подчинено ученым из Скандинавии. Разумеется, в означенном проекте Голубев будет отстаивать интересы скандинавов и стоящих за ними США. Голубев - уже не российский историк. И именно этот молодой (в научном плане) человек поставлен скандинавами в качестве главного редактора "The Barents History Book" от "российского сектора" Баренцева региона.
* * *
Теперь об общей концепции подготавливаемого учебника. По определению авторов концепции "The Barents History Book", Баренц регион - это макрорегион эпохи постмодерна, состоящий из частей четырех национальных государств, которые частично находятся в ЕС, т. е. Швеция и Финляндия, а частично вне ЕС - Россия и Норвегия. При этом Баренцев регион состоит из десяти субрегионов, каждый из которых имеет свои отличительные социально-экономические и культурные особенности. Каждый из этих субрегионов играет собственную и определенную роль в своем национальном государстве. Одновременно в Баренцевом регионе сосуществуют различного типа экономические и политические системы: Россия и "Нордическое Содружество". Но как их соединить вместе? По определению авторов концепции "The Barents History Book", история Баренцева региона является историей ее субрегионов. По этой логике, история Баренцева Евро-Арктического региона начинается не в 1993 году, когда он и появился, а 1200 лет назад. Это весьма сомнительный с научной точки зрения подход, поскольку широкого экономического и культурного взаимодействия России и Скандинавии в приарктических областях в эпоху Средневековья и Нового времени не существовало. Между тем, авторы изображают дело таким образом, что единство Баренцева региона было нарушено только в ХХ веке после революции 1917 года и процесса "неправильной" модернизации в России. Период после Первой мировой войны до
Целью учебника истории "The Barents History Book" является сравнение исторического развитие субрегионов в Баренцевом регионе, то есть развития северных административных единиц в рамках Норвегии, Швеции, Финляндии и России, т е. того, что сегодня составляет Баренцев регион. Основной акцент в готовящемся учебнике, как уже указывалось, делается на процессе модернизации в Баренцевом регионе в ХIХ и ХХ веках. При этом "нордическая модель" скандинавов признается в качестве общей универсальной модели и единственно правильной для построения успешного общества. Здесь необходимо указать на фундаментальную погрешность концепции авторов "The Barents History Book" в аспекте модернизационного подхода при описании модернизационных процессов в странах Фенноскандии и России. Географически оставаясь периферией Запада, страны Скандинавии с первой половины ХVI века испытали на себе общий импульс, характерный для ядра Запада. Протестантизм коренным образом изменил сознание индивида и общества, что стало исходной точкой для всех процессов модернизации в Скандинавии и Финляндии. Именно трансформация сознания привела к преодолению в этих странах традиционного общества. Россия, между тем, в силу своей цивилизационной принадлежности, не прошла трансформации общественного и индивидуального сознания, которая бы позволила преодолеть то, что в западной социологии называют "традиционным обществом". Россия и сейчас в социальном плане остается традиционным обществом - т. е. обществом незападного типа. Это не хорошо и не плохо. Это простой факт, который не нуждается в рефлексии. Это данность.
Между тем, процесс модернизации в "The Barents History Book" рассматривается для стран Фенноскандии и России, как параллельный процесс. Один, разумеется, в Фенноскандии - хороший и правильный, другой - в России неправильный. Между тем, на поверку, в России и странах Скандинавии были абсолютно разные по своему характеру модернизационные процессы. В России было явление "догоняющей модернизации", т. е. вынужденной и навязанной извне. В этой связи весьма характерно, что в тексте "The Barents History Book" утверждается, что царизм был препятствием для модернизации в России. На самом же деле, именно царизм - т. е. государственная автократическая власть, была главным двигателем процесса "догоняющей модернизации" в нашей стране в ХVII- начале ХХ века. Другое дело, что хроническая нехватка финансирования и различные чрезвычайные обстоятельства, как то - экономический кризис, войны, революции, стали относительным препятствием в осуществлении государственных проектов "догоняющей модернизации" в России.
Создатели концепции "The Barents History Book" полностью, по понятным причинам, игнорируют и тот факт, что процесс модернизации органически встраивал страны Скандинавии в систему Запада. Для России в силу ее цивилизационной чуждости путь встраивания в Запад был закрыт изначально. Запад определял место для России в качестве своей периферии. Поэтому догоняющая модернизация для России означала ее сопротивление включению в периферию Запада.
Создатели концепции "The Barents History Book" при рассмотрении социально-экономических аспектов современной истории стран Баренцева региона в частностях правильно отмечают, как сходства, так и различия в модернизации у скандинавов и россиян. Сходства, касающиеся процесса индустриализации и сопутствующему ей экономическому развитию северной Норвегии, Швеции и Финляндии, Северо-Запада России, основываются на использовании при старте сырьевой экономики. Начало длительному росту дала все возрастающая с середины ХIХ века нехватка сырья с ростом цен на него в центральных частях Европы - в Англии, Германии, Франции, Голландии, Бельгии и т. д. Создатели концепции "The Barents History Book" определяют и существенные различия в системах индустриализации и модернизации в странах Скандинавии и России. Это касается:
- характера накопления капитала и инвестиций;
- учреждений, регулирующих рынок;
- различий в политической и правовой системах, в системе принятия политических решений;
- роли рабочего класса в индустриализации и процессе модернизации;
- роли средств массовой информации в общественных изменениях.
Здесь заметим, что авторам концепции "The Barents History Book" пришлось сопоставлять северные регионы Швеции, Норвегии и Финляндии с их изначально промысловым и горнодобывающим характером хозяйства с регионами российского Северо-Запада, где со времен Средневековья и в Новое время преобладал аграрный сельскохозяйственный сектор экономики, дополняемый промысловой деятельностью. Поэтому, естественно, что из сферы анализа в "The Barents History Book" совершенно уходят различия в системах земельной собственности в России и странах Скандинавии. В аграрном секторе российского Северо-Запада земля не становилась капиталом, прежде всего, благодаря природному и лишь потом культурному фактору. А, если земельная собственность, не рождает капитал, то и "правильный капитализм" не может возникнуть в подобных условиях. И именно это обстоятельство становится особенностью процесса догоняющей модернизации на российском Северо-Западе - "российском секторе Баренцева региона", по их определению.
В заключение, апологеты Баренцева региона у нас в стране и за рубежом подчеркивают оригинальность, новизну этого образования. Баренцев регион определяют, как "регион нового развития", плод процессов "новой регионализации" в мире и т. п. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что это трансграничное образование в экономическом плане является фикцией. Это искусственный и в географическом смысле регион, в котором нет внутреннего органического единства. Главным содержанием деятельности Баренцева региона является транслируемая на Россию культурная политика, финансируемая скандинавами, главным образом, норвежцами. Убери это финансирование, и Баренцев регион на следующий день исчезнет. Зачем тогда нужно это искусственное образование? Дело в том, что существующий Баренцев регион играет для скандинавов важную роль в их политике национальной безопасности. Если
Подготавливаемый сейчас к изданию для России на деньги скандинавов учебник истории "The Barents History Book" является хорошим примером использования инструментария soft power для воздействия на сознание нового поколения российских граждан, проживающих в северных регионах Российской Федерации. Будет, в конечном итоге, переведен на русский язык "The Barents History Book" или нет - не важно. В любом случае эта книга предназначена для системного формирования сознания будущих российских историков и широкого спектра выпускников университетов, работающих в госаппарате, культуре, на общественной ниве, в СМИ. Более того, вне всякого сомнения, "The Barents History Book" в ближайшем будущем уже станет одним из источников для создания местных региональных компонентов образования. После выхода в свет "The Barents History Book" мы обязательно постараемся осветить с нашей национальной критической точки зрения ее содержание.
(1) Булатов В.Н., Шалев А.А. Баренцев Евро-Арктический регион и Архангельская область: Международное сотрудничество. История и современность. Архангельск: Поморский госуниверситет, 2001. 174 с.
(2) Булатов В. Н. Русский Север: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. 576 с.
(3) http://barentshistory.eu/
В готовом варианте учебник по истории будет иметь следующие выходные данные: The Barents Region: A Transnational History of Subarctic Northern Europe. Oslo: PAX, 2014
Дмитрий Семушин (Архангельск)