"Гагаузия ожидала достойной и своевременной платы за работу от Москвы": Гагаузия за неделю
Гагаузия - Россия: "Гагаузия ожидала достойной и своевременной платы за работу, а Москва, вместо этого, намекнула, что маленьким, но гордым гагаузам не хватает остроты". Гагаузия - Молдавия: "Нужно ребром ставить вопросы по квотам гагаузам в парламенте". Политика: "Самая реальная угроза сепаратизма сегодня исходит от властей Молдавии".
Гагаузия - Россия: "Гагаузия ожидала достойной и своевременной платы за работу, а Москва, вместо этого, намекнула, что маленьким, но гордым гагаузам не хватает остроты"
Дешевый газ, российское консульство в Комрате, лаборатория Роспотребнадздора, сотни мест в вузах и колледжах - вот лишь некоторые обещания, которые, по словам наших гагаузских политиков, им были даны в Москве, пишет "В фокусе недели". В Кремле, однако, на этот счет никаких заявлений не делали, а посол России в Молдавии уже сообщил, что не видит особой нужды в открытии консульства на юге Молдавии.
Поездка гагаузских избранников в Москву, действительно, состоялась в прошлом месяце, продолжает "В фокусе недели". По возвращении на родину спикер Народного собрания Гагаузии (НСГ)
Интересно, что все эти обещания озвучивались только представителями Гагаузии, пишет "В фокусе недели". Москва же об этом молчит. Опубликованный на сайте Госдумы России пресс-релиз о встрече Формузала и Константинова с главой комитета по делам
Спустя неделю в регион с партией гуманитарной помощи в виде методических пособий и учебников по литературе, а также церковной утварью для строящегося в Комрате православного храма прибыл посол России
Оппоненты действующей гагаузской власти, довольные, потирают руки: Константинов и депутаты попросту выдумали все эти обещания, пишет "В фокусе недели". Говоря о задержании в аэропорту членов делегации (по возвращении в Молдавию, напомним, их задержали и тщательно обыскали сотрудники пограничной службы), депутат парламента, либеральный демократ
Сообщение об отказе открыть консульство Российской Федерации в столице АТО Гагауз Ери, равно как и предыдущее обращение во внешнеполитическое ведомство РФ башкана автономии Формузала, в котором он высказался за появление официального представительства России в столице Гагаузии, являются двумя частями одного мероприятия, которое должно было, по задумке авторов и исполнителей, стать болезненным для властей Молдавии. Об этом в интервью "НИКА-пресс" заявил директор кишиневского Института европейских исследований
Чиботару обратил внимание и на содержание обращения Формузала в МИД РФ, где такие формулировки, как "двусторонние российско-гагаузские отношения будут расширяться и найдут самую действенную поддержку", тоже появились не случайно и, как он предположил, вызвали адекватную реакцию в кишиневских кабинетах, продолжает "НИКА-пресс". Иначе отнеслись к отказу в общественной организации "Новая Гагаузия". Как здесь считают, часть общественности автономии не столько огорчилась высказываниями посла РФ в Молдавии Мухаметшина, сколько лишний раз убедилась, что все планы башкана Формузала на внешних направлениях, в том числе и на российском, являются всего лишь пиаровскими акциями в преддверии парламентских выборов.
Итак, сначала Формузал обратился в МИД РФ с просьбой "рассмотреть возможность открытия консульства" и сослался на "договоренности по итогам встреч в
Еще точнее, глядя на то, как гагаузы азартно и с известной злостью поучаствовали в странном голосовании 2 февраля, на сегодняшнюю обстановку в АТО, следует сказать: Гагаузия ожидала достойной и своевременной платы за работу, а Москва, вместо этого, намекнула, что маленьким, но гордым гагаузам не хватает остроты, и что, возможно, скоро им будет предоставлена возможность заостриться, допустим, на поприще федеративного строительства или при помощи голосования на парламентских выборах в соответствии с их настроениями, зафиксированными на зимнем референдуме - только за ТС и за РФ и, безусловно, не за ЕС и проевропейскую коалицию, пишет "НИКА-пресс". Гагаузии подсказывают, что она всего лишь на полпути и впереди много испытаний. Где она окажется, двигаясь под лозунгом "Мы не сепаратисты, но в
Гагаузия - Молдавия: "Нужно ребром ставить вопросы по квотам гагаузам в парламенте"
Состоявшееся 15 апреля первое заседание совместной комиссии депутатов парламентов Молдавии и Гагаузии закончилось безрезультатно, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Стороны не смогли утвердить ни регламент, ни принципы работы комиссии, хотя собирались сделать это именно на первой встрече. Единственный итог заседания - перенос работы над регламентом комиссии и списком вопросов, над решением которых ей предстоит потрудиться, на начало мая.
Совместное заседание продлилось более двух часов, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Представители молдавской стороны заявили, что использовали первую встречу для ознакомления с требованиями гагаузских депутатов. Напомним, перечень более чем из двадцати требований к центральным властям подготовили участники съезда представителей гагаузского народа в Комрате 22 февраля. Главное из них - придание закону "Об особом правовом статусе Гагаузской автономии (Гагауз Ери)" конституционного статуса, который возвысил бы этот правовой акт над республиканскими законами. Среди других требований предоставление Гагаузии квоты в парламенте РМ в пять депутатов, приведение всех законов и нормативных актов республики в соответствие с законом "Об особом правовом статусе Гагаузской автономии", ликвидация филиалов госканцелярии Молдавии в Гагаузии.
Последнее требование связано с тем, что представительство госканцелярии в Комрате постоянно досаждает гагаузским политикам тем, что обжалует в суде их различные решения, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Именно госканцелярия пыталась через суд добиться запрета проведения февральского консультативного референдума по поводу того, куда лучше интегрироваться Молдавии - в ЕС или в Таможенный союз. Несмотря на это, плебисцит состоялся и подавляющее большинство жителей Гагаузии высказались за вступление в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.
Открывая первое заседание комиссии, спикер молдавского парламента, демократ
В работе комиссии участвовали депутаты молдавского парламента, представляющие почти все политические силы:
Само заседание прошло в закрытом режиме, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Главный результат сегодняшнего заседания - все проявили волю и желание преодолевать разногласия, исключив сепаратистские тенденции. На следующем заседании - после 30 апреля мы приступим к квалификации проблем", - сказал "Ъ-MD" Валерий Стрелец. Депутат НСГ Федор Гагауз заявил, что комиссия составлена и работает на принципах паритетности, как и хотели гагаузы. В то же время, по его словам, сторонам не удалось утвердить ни регламент, ни список первоочередных вопросов, которые следует решить в краткосрочной перспективе. С домашним заданием подготовить для обсуждения с молдавской стороной шесть-восемь инициатив гагаузская делегация отбыла в Комрат.
Другой участник заседания на условиях анонимности сказал "Ъ-MD", что дискуссии носили не самый позитивный настрой. По его словам, молдавская сторона пришла на встречу без каких-либо предложений, приготовившись лишь обсуждать гагаузские требования. Но когда депутаты автономии напомнили о списке требований из 20 пунктов, представители Молдавии сделали вид, что впервые о них слышат. "Мы, разумеется, понимали, что важных решений сегодня не примем. Но нам дали понять, что в силу различных обстоятельств наши принципиальные требования невыполнимы", - посетовал гагаузский парламентарий. В частности, рассказал он, в ответ на требование присвоить конституционный статус закону "Об особом правовом статусе Гагаузской автономии", молдавская сторона ответила, что это слишком долгая процедура, которая может занять до десяти месяцев, и предложила решать эту проблему после парламентских выборов, которые пройдут в ноябре.
Когда был затронут вопрос о предоставлении Гагаузии квоты в парламенте РМ, молдавские депутаты сослались на рекомендации Венецианской комиссии
К перспективе предоставления конституционного статуса закону "Об особом правовом статусе Гагаузской автономии" господин Сырбу относится со скепсисом, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Для поправок в конституцию у нас не хватает голосов, да и процедура очень долгая. Но чтобы НСГ не делало резких шагов в этом направлении, например, не утвердило окончательно законопроект о собственном Трибунале, мы предложили ввести мораторий на принятие таких чувствительных инициатив", - отметил господин Сырбу. Гагаузские депутаты о моратории и слышать не хотят. "Мы поняли их намерения и на следующее заседание приедем с несколькими инициативами. Особенно жестко будем настаивать на ликвидации представительств госканцелярии и на предоставлении квот в парламенте. Если откажутся сотрудничать - значит, действительно, созвали комиссию, чтобы тянуть время до выборов в парламент", - заявил собеседник "Ъ-MD" в гагаузской делегации.
Рабочая группа, которая рассмотрит проблемы исполнения положений Уложения о статусе автономии, была создана по распоряжению председателя парламента Игоря Кормана, пишут "Молдавские ведомости". Решение принято "в целях обеспечения компетентного анализа вопросов, касающихся особого статуса АТО Гагаузия, и реализации конституционных норм". По словам председателя рабочей группы депутатов парламента РМ Дмитрия Дьякова, инициатива поступила от Народного собрания в рамках съезда депутатов всех уровней. Для чего же создана группа? Одни считают - чтобы урезать права автономии, другие - чтобы, напротив, дать больше возможностей для их реализации.
Дмитрий Дьяков, почетный председатель ДПМ, депутат: "Рабочая группа состоит из депутатов парламента страны и депутатов НСГ. Я как руководитель группы депутатов парламента хочу заявить, что готов с позитивным настроем решить проблемы, волнующие жителей и руководство автономии. Если гагаузские коллеги настроены на мир и конструктив - мы будем с удовольствием работать. Но если они намерены ругаться - мы ни к чему не придем. По поводу обвинений в намерении якобы упразднить Уложение об АТО Гагаузия... Это однозначно ложь и провокация. Реформировать Уложение тоже не будем, это сложный процесс, никому, кроме представителей Либеральной партии, не нужный. Более того, мы готовы расширить полномочия автономии, сделать все, чтобы жители Гагаузии поняли, что нам не чужды их чаяния". ("Молдавские ведомости")
Дмитрий Константинов, председатель НСГ: "Рабочая группа от НСГ утверждена. Основные вопросы, которые будут подниматься, были обозначены на съезде депутатов всех уровней. Первоначально будут обсуждаться вопросы глобального характера, касающиеся Уложения. Пока этот закон не будет работать - будет хаос. Европейские чиновники, посольства, аккредитованные в РМ, в курсе процессов, они намерены пристально наблюдать за происходящим". ("Молдавские ведомости")
Иван Бургуджи, депутат НСГ, председатель комиссии по правам человека, законности и правопорядку: "Почти за 20 лет существования автономии так и не были устранены противоречия между законом Республики Молдова "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" № 344-XIII от 23 декабря 1994 года и остальным законодательством Молдавии. Отмечу, что этот специальный (особый) закон при его принятии голосовался по специальной парламентской процедуре: голосами не менее 61 депутата от числа избранных, т.е. от 101. Он был принят, но в законодательстве не был классифицирован как новый вид "специальных органических законов" страны. Более того, закон был по непонятным причинам необоснованно объединён в общий классификационный вид законов как один из органических законов и, в итоге, будучи специальным, был фактически необоснованно приравнен ко всем другим органическим законам. В итоге, суды Гагаузии - инстанции Комрата, Чадыр-Лунги и Вулканешт во главе с апелляционным судом Комрата - в очень незначительных случаях применяли требования норм специального закона "Об особом правовом статусе Гагаузии" при рассмотрении судебных споров по вопросам, отнесенным указанным законом к компетенции автономии. Все судьи по сей день фактически игнорируют нормы закона "Об особом правовом статусе Гагаузии". При разрешении возникающих противоречий они руководствуются принципом: при противоречиях норм местных и центральных законов приоритет имеют нормы законов, принятых центральными органами власти. Это ущемляет права и полномочия автономии. Эти и масса других вопросов будут обсуждаться в ходе работы созданной комиссии. Наша задача - сделать все, чтобы закон об особом правовом статусе заработал". ("Молдавские ведомости")
Сергей Чимпоеш, депутат НСГ, член комиссии по правам человека, законности и правопорядку: "Парламент, принимая любой органический закон, не обращает внимания на основной закон автономии. Получается, что Уложение - фактически Конституция Гагаузии, которая должна работать на равных с органическими законами, но де-юре не работает. Нужно ребром ставить вопросы по квотам гагаузам в парламенте, по законности нормативных актов. Мы не раз встречались с представителями Евросоюза и
Цель созданной двухсторонней рабочей группы по Гагаузии - обеспечить компетентный и объективный анализ вопросов, связанных с особым правовым статусом Гагаузии и реализацию конституционных норм, пишет "НИКА-пресс". Предельно сокращенная и упрощенная для понимания и пользы дела формулировка, тем не менее, мало кому (особенно участникам группы от Кишинева) до конца понятна. Гагаузские законодатели, согласившиеся "обеспечить компетентно" и "проанализировать объективно", конечно, больше понимают в вопросе. Для них Гагаузия, как своя рубашка, ближе к телу. Да только будут ли на пользу группе гагаузские эмоции, всегда вызванные болью за судьбу родины и не всегда понимаемые за пределами автономии?
А дело проще пареной репы: южные напевы о маленьком, но гордом гагаузском народе, и о Молдавии, являющейся для "маленькогордых" единственной и неповторимой родиной, это не проблемы страны, а всего лишь внутренние заморочки самих гагаузов, которым (давайте все вместе признаем) немудрено было запутаться в поисках теплой спины - прислониться, продолжает "НИКА-пресс". То они "не сепаратисты" и "никуда от Молдавии свои земли не увезут", то они "осколок русского мира в знойных буджакских степях, выжженных и солнцем, и кишиневским равнодушием" (тягу к высокому слогу гагаузов надо принять и тайно ей позавидовать), то вслух считают, как мало дают Москва и Кишинев гагаузской стороне, и как много дают Турция и Европа, то удивляются, "почему Гагаузия желает быть крылом молдавского аиста, а Молдавия летать и не хочет" (это рожденным ползать), и, в итоге, страсти свои южные и печали утоляют на референдумах, многоуровневых съездах и съездах всемирных и в жалобах нездешним заинтересованным слушателям.
Но вернемся к цели совместной кишиневско-комратской рабочей группы, пишет "НИКА-пресс". Если бы инициаторы ее создания решили указать подробный перечень тем для обсуждения, то им не хватило бы и нескольких страниц плотного текста - столько всего накопилось между Комратом и Кишиневом. Пришлось бы также предусмотреть и пустые страницы, которые каждый день будут пополняться новыми темами. Вечное правило - недоговоренности в начале пути неизменно создают новые и новые проблемы - работает в отношениях АТО и центра безотказно. Но если бы рабочей группе было предложено обсудить вопрос, например, о том, что такое Гагаузия в составе Молдавии, и прилепить к этой теме привычные для экспертных посиделок "реалии и перспективы", то пришлось бы готовиться либо к спорам без конца и копать окопы для новой информационной войны, либо к еще более острому витку напряженности. Хотя иной, посвященный в кишиневские мысли о Гагаузии образца 2013-2014 годов или в гагаузские планы относительно конкретных действий "на кишиневском евроинтеграционном направлении" (и те, и другие - страшная тайна), скажет: куда еще острее и напряженнее. И будет, признаться, недалек от истины.
Группа еще толком не начала работу, а в Комрате и в Кишиневе лениво называют ее истинные цели и, исходя из них, привычный для вопроса результат: создаются условия, в которых незаметно, в обстановке с виду деловой, а на самом деле пустой и равнодушной, будет утоплена тема, причем, чем ближе к парламентским выборам, тем тише будет слышен голос утопающей, продолжает "НИКА-пресс". В ходе самой кампании гагаузская тематика окажется неуместной, мелкой, так сказать, не воспринимаемой значительной частью молдавского электората, а после выборов - посмотрим. После выборов смотреть будет не на что. Всем трем основным партиям, имеющим шансы попасть в парламент, на гагаузские проблемы всегда было наплевать. Для ПКРМ и лично товарища Воронина гагаузский народ - это "не народ, а идиот". Воронинцы всегда так относились к автономии. И именно как к идиотам, неспособным понять содержание даже примитивных предвыборных текстов от ПКРМ: пишем-обещаем одно, имеем в виду обратное. Есть документальные подтверждения (подписи, печати, свидетели...) того, как гагаузам товарищи вешали лапшу, а после выборов (дай им волю) готовы были вешать всех в Гагаузии, кто напоминал им о гагаузском обмане.
Либеральные демократы относились к Гагаузии лишь как к территории, с которой в пору предвыборного сбора можно собрать голоса в пользу партии, пишет "НИКА-пресс". Гагаузия-территория никогда им ничего не давала, поэтому и остается для ЛДПМ стороной бесполезной. Во время премьерства
Демократы по гагаузской части - самые неразборчивые, самые жадные и самые запутавшиеся, продолжает "НИКА-пресс". Коммерческие подходы к формированию влиятельной группы законодателей, преданных ДПМ или являющихся членами партии, привели к тому, что "своих гагаузов" надо было подкармливать постоянно, как и постоянно держать под политическим контролем. Дело оказалось непростым: гагаузы насколько маленький и гордый, настолько непредсказуемый и прижимистый народ. Да плюс к тому крестьянская природная недоверчивость. Порой кажется, что правило класть яйца в разные корзины, а корзины прятать по темным углам, было впервые сформулировано гагаузами и подтверждалось их путаной судьбой. Демократы, формально ответственные за известные гагаузские политические фортеля, могли бы оказать заметное влияние и на работу группы, и на общую ситуацию в АТО, да только уже проще спускать ситуацию на тормозах и все гагаузские проблемы уводить в русло избирательной кампании, чем...
В истории отношений двух законодательных органов была светлая или, скажем так, рабочая страница - накануне выборов 2009 года, пишет "НИКА-пресс". Да только договоренностям о взаимодействии, взаимопонимании, взаимоуважении и обо всем-всем, о чем только говорится накануне выборов, не суждено было осуществиться. Все бумаги, а вместе с ними и специальный кабинет, выделенный депутатам Народного собрания для работы с депутатами парламента РМ, сгорел в апрельском пожаре 2009 года (имеется в виду разгром и поджог здания парламента Молдавии в ходе массовых беспорядков 7 апреля 2009 года - прим. ИА REGNUM). Накануне очередных парламентских выборов о гагаузских проблемах в кишиневских парламентских кабинетах опять пытаются поговорить. Поговорят, конечно... Если только в первые же дни осознанно не рассорятся, или если опять место сбора не сгорит, подводит итог агентство.
Политика: "Самая реальная угроза сепаратизма сегодня исходит от властей Молдавии"
IPN публикует интервью с главой Гагаузии Михаилом Формузалом, в котором он высказал своё мнение о положении национальных меньшинств в Молдавии, а также о том, возможен ли в стране "украинский сценарий".
IPN: Как вы оцениваете межэтнические отношения в Республике Молдова?
М.Ф.: Я бы разделил эту тему на две составляющие. С одной стороны, есть вековые традиции гармоничного сосуществования разных этносов, проживающих на территории современной Республики Молдова. И в масштабах региона и на более мелком уровне местных сообществ люди всегда умели находить общий язык и уважать взаимные интересы. Сегодня в Молдавии много сёл, в которых бок о бок живут несколько этносов, есть и бесчисленное множество смешанных браков, в которых если и есть трудности, то уж точно не из-за "национального вопроса". Но также есть и государственная политика последних 25 лет, которая направлена на построение этнократического государства, то есть такого политического режима, при котором подавляющее большинство руководящих постов контролируются представителями одного этноса в ущерб другим. В условиях полиэтничности молдавского общества, такая политика, конечно же, ведёт к межнациональной напряжённости.
IPN: Существует опасность продвижения сепаратизма в стране, или в некоторых отдельных регионах?
М.Ф.: Думаю, что самая реальная угроза сепаратизма сегодня исходит от властей Республики Молдова, которые отдаляются от народа, отгораживаются от его проблем. Угрозу сепаратизма несёт в себе подход властей в вопросе распределения средств на развитие территорий, когда регионы со "своим" руководством получают в несколько раз больше средств, чем регионы, руководимые "чужими". И уж, безусловно, не иначе, как популяризацией сепаратизма следует считать продвижение представителями правящей коалиции антигосударственной идеи отказа от молдавского суверенитета в пользу соседней страны (имеется в виду Румыния - прим. ИА REGNUM).
IPN: Существует в Молдавии опасность развития украинского сценария, когда другие государства захотели бы защитить, в том числе военным путем, русскоговорящих, молдо-румыноговорящих, украиноговорящих, гагаузскоговорящих, болгароговорящих или граждан Республики Молдова других категорий?
М.Ф.: На мой взгляд, суть "украинского сценария" заключается в совершенно другом. Пример Украины нас учит, насколько разрушительным для государства может быть национализм, особенно если речь идёт о многонациональном обществе. Пример Украины показывает, насколько важно, чтобы центральная власть прислушивалась к голосу регионов, и что может случиться со страной, если интересы регионов игнорируются. Наконец, пример Украины учит тому, что руководство страны должно быть самостоятельным в проведении государственной политики, а не идти на поводу у зарубежных советчиков и эмиссаров. Потому что зарубежные советчики и эмиссары защищают интересы своих стран, а интересы нашей страны, кроме как нас самих, защищать никто не станет. Если же говорить о возможности защиты определённых категорий молдавских граждан другими государствами безотносительно украинских событий, то нужно понимать, что у нас в стране законодательно разрешено двойное гражданство. Десятки и сотни тысяч граждан Молдавии одновременно являются и гражданами России, Румынии, Украины. Защита своих граждан в других государствах - это общепринятая в мире практика. Для этого существует достаточно широкий набор методов, который позволяет оставаться в международно-правовых рамках. С другой стороны, чтобы избежать подобных вещей Молдавия должна изначально проводить взвешенную внутреннюю политику, что бы не давать поводов тем или иным государствам поднимать вопросы о защите своих соотечественников.
IPN: Кому и что нужно сделать, чтобы все граждане страны, независимо от национальности, чувствовали себя как дома в Республике Молдова?
М.Ф.: Это сделать очень просто: нужно ценить то национальное многообразие, которое есть в Молдавии, а не стремиться его подавить. На государственном уровне необходимо пропагандировать те ценности и идеи, которые объединяют большинство граждан. Не нужно агрессивно навязывать ценности, которые раскалывают общество. Каждая сторона имеет право на свои идеалы, заслуживает права на собственное отношение к ключевым историческим событиям. Не нужно убеждать оппонентов в своей правоте, нужно научиться мирно сосуществовать. Так, как сосуществовали наши предки на протяжении столетий. Молдавская многонациональность - это преимущество, а не слабость. В нашей стране сошлись три великих цивилизации, три Мира, - романский, славянский и тюркский. Надо быть совсем слепым и близоруким, чтобы не понимать, какой потенциал развития для страны заложен в этом многообразии. Я не знаю, что нужно русским или болгарам, чтобы они чувствовали себя в Молдавии, как дома. Могу сказать за гагаузов. На Аллее славы в Комрате у нас стоит бюст