"Педагогическая лаборатория" в БДТ - не "социальная нагрузка", а поиски новых возможностей (Санкт-Петербург)
Санкт-Петербург, 16 апреля, 2014, 10:33 — ИА Регнум. Как сделать школьного учителя "резидентом театра в молодежной среде", как сформировать из студента-педагога будущего учителя и что может сделать в этом случае театр, как "выращивать" своего будущего зрителя - об этом всерьез думают в Санкт-Петербурге в Большом Драматическом театре имени Г.А.Товстоногова. Проект "Педагогическая лаборатория" запущен художественным руководителем БДТ
В рамках "Эпохи Просвещения" уже создан "Театр изнутри" - дети путешествуют по Каменноостровскому театру, постигая, "что же там внутри", и потом создавая свой спектакль. Диалогом со зрителем, пусть даже неискушенным, отличается спектакль-трансформер "Солдат и черт" на музыку
"Педагогическая лаборатория" началась в марте семинаром для учителей и студентов - будущих педагогов "Театр и общество", уже подписан договор о сотрудничестве с РГПУ имени А.И.Герцена. Впереди - практические занятия, мастер-классы и семинары на регулярной основе. На вопросы ИА REGNUM ответил куратор "Педагогической лаборатории" и руководитель социально-просветительского отдела БДТ Борис Павлович, выпускник петербургской театральной академии 2004 года, с 2006-го по 2013-й возглавлявший "Театр на Спасской" в Кирове.
- Борис, вы ведь сами по школам ходите?
- Да, потому что прежде чем начать работу, надо проверить все на себе, окунуться в среду. Так мы придумали уроки-встречи "Как смотреть современный спектакль", которые предваряют просмотр "Солдата и чёрта". Мы спрашивали у друзей - у кого есть знакомые учителя, увлеченные внеклассной работой, те, кто неформально общается с детьми. Так появились первые десять учителей, потом еще десять. Так, "сетевым маркетингом" мы и вышли на партнерские школы - от гимназии при
Мы предложили ребятам прийти и посмотреть спектакль "Солдат и чёрт" - столь не похожий на классический, содержащий в себе все признаки и атрибуты современного театра. Перед спектаклем я говорю со школьниками о том, что такое современное искусство. Они ведь хорошо знают, как правило, современную музыку, а с классической почти не знакомы. Учителя, наоборот, упорно транслируют школьную программу классической литературы, но при этом имеют очень приблизительные представления о сегодняшних культурных приоритетах. Я стараюсь оставаться в контексте и того, и другого. Помогаю навести мосты.
И, как оказалось, из наших с ними разговоров и просмотров спектакля молодые многое не могут объяснить, но чувствуют, зачем нужен театр лично им. Выясняется, что они абсолютно правильно воспринимают смысл - один подросток так отозвался о спектакле: это вообще не про Солдата и Чёрта, это все происходит внутри одного человека - это его внутренние метания и борьба. Андрей Могучий, когда я ему это рассказал, был поражен: "Я ведь тоже похожим образом понимаю историю Солдата". Оказалось, что "неподготовленные" дети готовы к очень небуквальному восприятию, они хотят говорить о сложных вещах, радуются ситуации, когда можно говорить о том, что "не понравилось".
Таким образом, в диалоге мы движемся друг к другу - театр и школа. У нас же у всех есть дети, и мы понимаем, что школа - это пространство, где они растут и формируются, и мы хотим, чтобы это пространство было более гуманным.
- А учителя?
- Мы хотим достичь такого уровня общения, чтобы учитель мог сказать "мне не понравилось", а ученик, наоборот - "мне понравилось". И учитель бы ответил: "Как это здорово, что нам по-разному это видится". Мы к такому хотим прийти. У нас уже был семинар, в котором участвовало 70 школьных педагогов и 30 студентов - будущих учителей. Мы на этой первой встрече "забросили" идеи и теперь получаем обратную связь: участники мне пишут электронные письма, они удивлены и обрадованы, что театр ими заинтересовался.
На семинаре родилось несколько направлений нашей будущей работы. Оказалось, что педагогам не хватает... импровизации, они хотят этому научиться. И нам это интересно, хотя для русского театра импровизация - штука не самая характерная, но я знаю, кто в театральном мире мог бы с учителями этим заняться.
Учителя пишут о том, что хотят сочинить спектакль для детей с родителями - ведь совместное творчество объединяет. И хотят создавать такие спектакли в школах, куда можно привлечь ребят, которые в классе считаются аутсайдерами. Вот с этими идеями я уже могу прийти к актерам, рассказать, какие интересные штуки хотят учителя делать в школах, сказать актерам - давайте придем в школу в гости - и не на "творческую встречу", а придем и поможем им поверить в себя. Это и есть современное искусство, которое ищет болевые точки, заставляет каждого лично включаться.
"Педагогическая лаборатория" и "Эпоха Просвещения" - это не "социальная нагрузка", это арт-проект и поиск новых возможностей бытования театра. И многие выдающиеся художники, начиная с
Мы в России немножечко чистоплюи - у нас твердое представление о том, что Искусство принадлежит высшей касте, а соцработа и самодеятельность - это с большой буквы не напишешь. Мы любим разводить в разные стороны "высокое" и "низкое" в то время как есть просто живое и неживое.