"Мощности белорусских заводов вполне можно модернизировать, чтобы создать новые сборочные производства. Разумеется, Белоруссия не в состоянии заменить гигантские предприятия украинского ВПК, а создавать их аналоги нет ни времени, ни денег. Однако эти затраты могут быть минимизированы при условии взвешенного применения производственной кооперации", - заявил 10 апреля корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист Александр Синкевич, оценивая перспективы развития сотрудничества Белоруссии и России в сфере ВПК.

"Российско-украинский кризис грозит разрушить военно-техническое сотрудничество между этими двумя странами, но Белоруссия способна стать связующей площадкой для сборки техники и трансферта технологий при "сохранении лиц" конфликтующих сторон - по крайней мере, на время конфликта. Прежде всего, это касается производства вертолетов и бронетехники. В Белоруссии 3 года назад было создано совместное предприятие с "Мотор Сич", ориентированное на сборку вертолетов в Орше, которое изготовило в 2013 г. первый экземпляр Ми-8 МСБ. Кроме того, в Белоруссии имеется достаточный технологический уровень для сборки различной бронетехники: от легких колесных машин до тяжелых танков", - сказал Синкевич.

"Приоритетным рынком для новых изделий белорусского ВПК, безусловно, будет Россия, - констатировал эксперт. - Кроме того, предварительный интерес проявляют страны третьего мира из Азии, Африки и Южной Америки. Объем необходимых инвестиций в белорусский ВПК оценить сложно, но речь идет о миллиардах долларов. Предоставить их может только Российская Федерация, хотя ее экономика сейчас переживает не лучшие времена. Эскалация напряженности в Восточной Европе может заставить Кремль реструктурировать бюджетные расходы в пользу укрепления обороноспособности и усилить давление на российских олигархов для мобилизации необходимого финансового ресурса".

По мнению эксперта, заявления Александра Лукашенко о необходимости производства в Белоруссии самолетов, вертолетов и бронетехники небезосновательны. "Ввиду практически полного закрытия авиазаводов в Польше и Чехии Белоруссия может занять нишу авиационного производства, практически пустующую сейчас в Восточной Европе, - сказал эксперт. - В Белоруссии действует несколько ремонтных предприятий: минское обслуживает гражданские самолеты, барановичское - военные самолеты, оршанское - вертолеты, борисовское - бронехнику. В Барановичах уже производится несколько моделей беспилотников, и логичным будет дальнейшее развитие этой линейки в сторону создания тяжелых ударных аппаратов, а также движение по такому же пути остальных предприятий ВПК".

Синкевич отметил также, что военно-техническое сотрудничество между Белоруссией и Украиной может быть продолжено и об этом прямо заявил 10 апреля председатель Государственного военно-промышленного комитета РБ Сергей Гурулев. Чиновник заявил журналистам, что "никаких проблем" в данной сфере нет и "связи в военно-техническом сотрудничестве между Украиной и Белоруссией не разорваны" и сотрудничество продолжается, хотя и осложнено фактором украинско-российского конфликта. Гурулёв напомнил, что украинская компания "Мотор Сич" является владельцем белорусского ОАО "Оршанский авиаремонтный завод", где осуществляется капремонт и модернизация вертолётов, востребованных на постсоветском пространстве. Производство вертолётов в Орше, считает Синкевич, может стать серьёзным взаимовыгодным проектом.

Как сообщало ИА REGNUM, госконцерн "Укроборонпром" прекратил сотрудничество с российскими партнёрами и остановил поставки своей продукции в Россию, получив соответствующее предписание от "новых властей Украины". После этого, 1 апреля в Минске состоялись переговоры зампреда правительства РФ Дмитрия Рогозина с Александром Лукашенко, в ходе которых Рогозин предложил разместить российские заказы на белорусских предприятиях и активизировать отраслевые кооперационные связи, отметив, "что наработано было в российско-украинских отношениях в области оборонно-промышленного сотрудничества, на высоком уровне было создана промышленная группа - сейчас всё это просто режется с украинской стороны по принципу "я назло бабушке себе уши отморожу". Затем, 2 апреля Александр Лукашенко, посещая ОАО "558 Авиационный ремонтный завод" в Барановичах (Брестская обл.), поставил задачу производить в Белоруссии при содействии украинских партнёров самолёты и вертолёты, отметив также, что "бронетехнику точно надо свою создавать".