В петербургском Большом Драматическом "играют в куклы" - тревожно, но не о смерти
Санкт-Петербург, 9 апреля, 2014, 16:37 — ИА Регнум. Петербургский
В спектакле "Когда я снова стану маленьким" переплетаются сюжеты и мотивы произведений Януша Корчака - "Король Матиуш", "Когда я снова стану маленьким", "Слава". Историю о детстве рассказывает актер Тарас Бибич и куклы, созданные художницей
Мишина создала более ста кукол - целый мир варшавских бедных кварталов, улиц, дворов, образы детей и взрослых. И Тарас Бибич не "оживляет" их, как это происходит в обычном кукольном спектакле. Это не куклы для театра, это авторские образы особого поэтического мира. А актер, беря их в руки, переставляя, поднимая в воздух, просто рассказывает историю. Текст, как отмечает Тарас Бибич, в этом спектакле чрезвычайно важен.
Создатели спектакля побывали и в Сиротинце, и в Треблинке, где погибли Корчак и дети из приюта. Но в спектакле нет ни слова об этом, ни слова о гетто. Но ощущение близкой тревоги есть. И, тем не менее, как говорит Евгений Ибрагимов, которого называют, кстати, "солнечным сказочником", спектакль этот - не о смерти, а о детских воспоминаниях, где есть и первая любовь, и первый обман. Для Ибрагимова текст Корчака чрезвычайно важен и режиссер сожалеет, что ныне в России мало печатают его книг, их нет в магазинах.
"Ну, потому, что он нацеливал своих коллег-педагогов воспитывать личности, а не винтики для машины, - рассказывает режиссер журналистам. - Мне вообще хотелось бы, чтобы люди не поддавались глобализации и не ставили бы себя в рамки, а были открыты и ничего не боялись".
Режиссер говорит и о том, насколько ему самому дороги наивные детские воспоминания, насколько они важны для каждого человека. "Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится, и это всегда всерьез, раненная - станет кровоточить, убитая - тревожить призраком дурных воспоминаний", - слова Януша Корчака выбраны эпиграфом к спектаклю.
Кроме главного героя - Владека (Тарас Бибич), в спектакле появляются Ангелы (Светлана Шадрина и Борис Кипнис), которые преображаются то в родителей мальчика, то в музыкантов. Спектакль пронизан музыкой, которая создает ощущение Варшавы, Европы, ностальгии, - Шопен, Моцарт, Бах, польская предвоенная эстрада. Сценографию спектакля создал заслуженный художник России Эмиль Капелюш. Старые чемоданы преображаются в городские дома, в вагоны поезда, во дворы, окруженные со всех сторон каменными стенами.
Спектакль "Когда я снова стану маленьким" поставлен в БДТ в рамках трехгодичной художественной программы театра "Эпоха просвещения".
"Это диалог с городом и со зрителем, работа на будущего зрителя", - отмечает заместитель художественного руководителя БДТ по общественно-просветительской и исследовательской деятельности Заслуженный деятель искусств России Ирина Шимбаревич.