Отставка премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна стала сюрпризом для многих наблюдателей. Вот уже несколько месяцев парламентская оппозиция, недовольная преимущественно экономическим курсом правительства, ставит вопрос о выражении ему вотума недоверия. В поддержку этой инициативы парламентская оппозиция (партии "Процветающая Армения", АРФ "Дашнакцутюн", "Армянский национальный конгресс" и "Наследие") 28-30 апреля намеревались провести круглосуточные митинги на площади "Свободы" в центре Еревана.

В то же время в правящей Республиканской партии Армении (РПА) относились к этой инициативе с некоторым пренебрежением, явно намекая, что отставки премьера не будет. Например, 5 февраля вице-президент РПА, пресс-секретарь этой партии Эдуард Шармазанов сказал журналистам, что вопрос отставки премьера "никогда не обсуждался партией". "Всем тем, кто озабочен этой отставкой, советую выпить холодной воды и спокойно уснуть", - заявил он. Тот же Шармазанов по прошествии почти двух месяцев, а именно - 27 марта, выступил с другим похожим по смыслу заявлением: "В политической повестке РПА вопроса смены премьера и правительства в целом нет", - повторил политик. Однако уже 3 апреля Шармазанов выступил с прямым опровержением собственных слов. "Тигран Саркисян еще месяц назад обратился с такой просьбой к Сержу Саргсяну, но поскольку вопрос "накопительной" (пенсионной системы - Э.Б.) был в Конституционном суде, Серж Саргсян попросил его продолжить исполнять обязанности", - заявил вице-председатель РПА.

О причинах, побудивших Шармазанова противоречить самому себе, можно только гадать. Может быть, его не поставили в известность о готовящейся отставке премьера, а возможно, по конъюнктурным причинам было решено скрывать это обстоятельство до поры до времени. Последний из возможных вариантов выглядит так: никакой просьбы в феврале не было, отставка была сиюминутным решением, которое скрасили красивой легендой. В любом случае, поскольку других официальных комментариев со стороны правящей партии не поступало, приходится довольствоваться этими противоречивыми заявлениями пресс-секретаря РПА и ждать подробностей.

Другое дело - оппозиция. Немедленно после отставки Тиграна Саркисяна отличился пресс-секретарь второй по величине и влиянию в стране партии "Процветающая Армения" (ППА), депутат парламента Армении Тигран Уриханян. На своей страничке в социальной сети Facebook он поздравил всех граждан страны с этим событием и добавил, что это "лишь первый шаг к изменению качества жизни граждан Армении". На просьбу ИА REGNUM дать более развернутую оценку, назвать оптимальных, на его взгляд, преемников на должность премьер-министра страны Уриханян ответил отказом.

К поздравлениям фактически присоединился депутат парламента Армении от фракции оппозиционной партии "Наследие" Теван Погосян. "Вот и стало историей еще одно правительство Армении. Думаю, что это изменение созрело давно", - написал он на своей странице в сети Facebook, добавив, что уже давно у всех складывалось впечатление, что в стране ничего не происходит. "Я поздравляю всех, поздравляю не с отставкой правительства, а с имевшим место в стране изменением", - отметил он.

Председатель фракции "Наследие" в парламенте Рубен Акопян, в свою очередь, увидел в решении Тиграна Саркисяна прямое следствие действий парламентской оппозиции. Лиц, придерживающихся иной точки зрения, парламентарий упрекнул в политической безграмотности. "Те, кто утверждает, что отставка премьера не является результатом давления оппозиции, ничего не понимают в политике", - заявил он, исключив возможность воздействия внешнего фактора на этот процесс.

Копилку поздравлений от оппозиции пополнила депутат фракции "Армянский национальный конгресс" Людмила Саркисян на прошедшей 4 апреля пресс-конференции. По ее мнению, значительную роль в решении премьера уйти сыграло давление со стороны "Процветающей Армении", АРФ "Дашнакцутюн", "Армянского национального конгресса", "Наследия", а также общественного движения "Мы против!", выступающего против лоббируемой правительством новой пенсионной системы.

Представители РПА со своей стороны прокомментировали отставку премьера весьма скупо. Собственно, о причинах подобного решения не говорит никто. Министры образования и экономики Армен Ашотян и Ваграм Аванесян признали, что для них такое развитие событий стало неожиданным. Вице-председатель РПА Галуст Саакян отказался отвечать на вопрос о том, знал ли он о готовящейся отставке Тиграна Саркисяна. Отказ Саакян оформил в виде выражений "это мое дело" и "это наша внутренняя кухня". Здесь уместно привести еще одно высказывание Эдуарда Шармазанова, который 3 апреля по итогам заседания Исполнительного органа правящей Республиканской партии Армении (РПА) особо подчеркнул, что отставка премьер-министра "не связана с инициативой парламентской оппозиции по предъявлению вотума недоверия правительству или со вступлением страны в Таможенный союз". По этой логике получается, что она вообще ни с чем не связана. Впрочем, изложенные выше противоречивые заявления этого политика позволяют предположить, что и здесь он, скажем так, несколько лукавит.

В принципе, при анализе возможных причин ухода Тиграна Саркисяна однобокий подход мало что может дать. Премьер-министр - фигура, которая в равной степени соотносится как с внутренней, так и с внешней политикой, и в случае с Тиграном Саркисяном можно говорить о "равнопровальности" на обоих фронтах. Вероятнее всего, здесь свою роль сыграл целый комплекс факторов. Мнение о том, что отставка премьера обусловлена сугубо внутриполитическими причинами, в определенной степени аргументировано. Саркисян покинул пост сразу после решения Конституционного суда по иску четырех оппозиционных партий ("Процветающая Армения", АРФ "Дашнакцутюн", "Армянский национальный конгресс", "Наследие"), которые добивались признания закона о внедрении в стране обязательной накопительной пенсионной системы несоответствующим Конституции. Эти пенсионные реформы, крайне непопулярные в обществе, упорно продвигало именно правительство. Конституционный суд хоть и с некоторыми оговорками, но признал правоту истцов, и здесь Тигран Саркисян потерпел фиаско. Кроме того, премьера упрекали в неэффективной экономической политике руководимого им кабинета министров, критиковали за низкие экономические показатели. Одним из наиболее весомых критиков Саркисяна в последнее время стал второй президент Армении Роберт Кочарян. Их полемика, а также критика пенсионных реформ со стороны экс-главы государства подлила масла в огонь и еще более ослабила позиции Саркисяна, который и до этого не считался политическим "крепышом".

С другой стороны, Саркисян "накосячил" не только во внутренней политике, но и во внешней. В 2013 году премьер стал главным фигурантом крупного международного скандала, связанного с офшорами. В армянской прессе появилась информация о том, что Саркисян - один из акционеров зарегистрированной на Кипре офшорной компании Wlispera Holdings Limited. Эта тема приобрела политическое звучание, а Саркисян был вынужден оправдываться перед парламентом страны. Он, в частности, заявил, что специфика офшоров позволяет любому лицу зарегистрировать компанию на произвольное имя. Однако генеральный прокурор Кипра Петрос Клеридес опроверг слова Саркисяна, заявив, что на Кипре невозможно зарегистрировать кого-либо в качестве акционера офшорной компании без разрешения данного лица. Эта история получила широкий общественный резонанс и заставила многих аналитиков говорить о скорой отставке премьера.

Еще одним внешним провалом Саркисяна, снискавшего себе славу "западника", эксперты называют отказ Армении парафировать Ассоциативное соглашение с Европейским Союзом. До известного заявления Сержа Саргсяна о намерении вступить в Таможенный союз, сделанного 3 сентября 2013 года совместно с президентом России Владимиром Путиным, армянский премьер усердно лавировал и уклонялся от ответа на вопрос о выборе Еревана между европейским и евразийским интеграционными проектами. Одновременно Саркисян проталкивал вариант "сотрудничества Армения-ТС". "Вступление в ТС для нас несодержательно в силу геополитических причин - нет общих границ ни с Россией, ни с Казахстаном, ни с Белоруссией. Однако на платформе этого объединения возможны иные взаимовыгодные формы сотрудничества", - написал Саркисян весной 2012 года в статье, вышедшей в "Ведомостях". Поставленная осенью 2013-го Сержем Саргсяном точка в вопросе интеграционного выбора наглядно продемонстрировала слабость премьера и лоббируемых им позиций.

Вполне логично предположить, что вляпавшийся в офшорный скандал премьер-западник с плавающим внешнеполитическим курсом, отставки которого добивается вся армянская оппозиция, мог раздражать будущих партнеров Армении по Таможенному союзу. С этой точки зрения решение властей Армении отстранить Тиграна Саркисяна, пусть и завернутое в обертку "по собственному желанию", выглядит вполне естественным и закономерным. Этим выстрелом правящая партия и ее лидер Серж Саргсян убивают как минимум двух зайцев. Первый - власти Армении обновляют и адаптируют кадровую базу перед вступлением страны в Таможенный союз. Второй, и эту мысль в комментарии для ИА REGNUM выразил эксперт по проблемам Закавказья Виктор Якубян, - они выбивают почву из-под ног оппозиции. Если говорить просто о сложном, до сегодняшнего дня оппозиционные политические силы в Армении действовали по простой схеме: вычленить самое слабое звено в правящей элите и расшатать под ним стул. На больший риск никто не шел. Едва их вычислительные операции увенчались успехом, самое слабое звено само по себе удалилось восвояси - все придется начинать сначала.

Для так называемой "оппозиционной четверки" уже возникла новая ситуация, ведь вакантный пост премьера власти вполне могут предложить и партии "Процветающая Армения", которая на сегодняшний день является настоящим ядром оппозиции, но называет себя при этом "альтернативной власти" политической силой. Неслучайно, ситуативный партнер "Процветающей Армении" олигарха Гагика Царукяна - Армянский национальный конгресс (АНК) искусственно радикализирует риторику. Так, руководитель фракции АНК Левон Зурабян заявил от имени всей "полуоппозиционной", учитывая балансирующую линию партии Царукяна, четверки, что они являются сторонниками полной смены власти. "Отставку правительства считаем первым этапом процесса смены власти. Задачу первого этапа можно считать решенной. Следовательно, с этого момента мы переходим к следующему этапу - принуждению Сержа Саргсяна к отставке", - заявил Зурабян. Но в "Процветающей Армении" на данном этапе вряд ли готовы замахиваться на такую планку оппозиционной борьбы. Здесь будут ждать очередных президентских выборов, а сейчас рассчитывают на получение влияния в новом правительстве. Так что, радикальные лозунги Зурабяна в данном случае направлены на срыв возможного консенсуса по текущим вопросам между правящей РПА и "Процветающей Арменией", который мгновенно вернет АНК вместе с Зурабяном на обочину политического процесса.

Очевидно, что не все переменные в уравнении "правящая элита минус Тигран Саркисян" сегодня известны, и сценариев развития может быть больше. В этой связи выглядят нелепыми попытки армянских СМИ и отдельных наблюдателей предугадать, кто же возглавит правительство после Тиграна Саркисяна. В армянской информационной среде в качестве наиболее вероятных кандидатов на премьерский пост муссируются имена второго президента Армении Роберта Кочаряна, вице-премьера Армена Геворкяна, министра обороны Сейрана Оганяна, экс-главы компании "АрмРосгазпром" и бывшего мэра Еревана Карена Карапетяна, руководителя аппарата президента Вигена Саркисяна, президента телекоммуникационной компании "Vivacell-MTS" Ральфа Йирикяна, а также уже возглавлявшего правительство, ныне бизнесмена Армена Саркисяна. В силе вероятных кандидатов на пост премьера и спикер парламента страны Овик Абрамян, а также экс-президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян.

В любом случае, нет никакого смысла гадать и тыкать пальцем в небо - ждать осталось несколько дней. Однако уже сегодня ясно, что новый кабинет министров будет значительно отличаться от прежнего. Об этом 4 апреля прямо заявил президент страны Серж Саргсян. "Я считаю, что в правительстве будут существенные изменения. Необходимо также по-новому взглянуть на существующие проблемы и сферы", - заявил глава государства. Саргсян также дал косвенную оценку деятельности кабмина под руководством Тиграна Саркисяна. "О новом правительстве я, конечно, еще поговорю. Но думаю, что новое правительство должно суметь обеспечить экономический рост, продолжение реформ, новое правительство должно быть в состоянии восстановить доверие наших граждан к реформам и своей деятельности. Это минимум задач, которые должно решить новое правительство", - сказал Саргсян, признав, что правительство, в общем-то, подорвало доверие граждан к своей деятельности.

Остается ждать нового премьера и нового правительства, которое возьмется за реабилитацию репутации исполнительной власти в глазах граждан Армении. Тем не менее, есть основания предполагать, что отставка Тиграна Саркисяна и вытекающие отсюда последствия - перестановка слагаемых, от которой, как известно, сумма не меняется. Дело в том, что деятельность армянского правительства в силу как локальных субъективных, так и глобальных объективных причин носит в высокой степени реакционный характер. Кроме того, никто не отменял такое понятие, как преемственность власти, пусть даже применяемое только к ее исполнительной ветви. Новый кабинет министров не может забыть или "забыть" курс своего предшественника и начать все с чистого листа. Правительство будет готовиться к вступлению в ТС, всеми правдами и неправдами продавливать пенсионную реформу, бороться с последствиями мирового кризиса 7-летней давности и так далее, включая такие клише как "усилия, направленные на снижение бедности", "усилия, направленные на борьбу с коррупцией", "усилия, направленные на...". Усилия продолжатся. Tabula rasa не будет, тем более если говорить о долгосрочной перспективе.

Эмиль Бабаян - корреспондент ИА REGNUM (Ереван)