Тоска по ясности и наличию "черно-белой картинки" - биполярной системе - особенно ярко проявляется в тех событиях, которые происходят на Украине. Такое мнение высказал в Санкт-Петербурге главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике <Федор Лукьянов. Об этом сегодня, 28 марта, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Сегодня все больше говорят, какой чудесной эпохой был период холодной войны - все было ясно. И с этой стороны все понятно, и с той, - рассказал Федор Лукьянов на круглом столе, посвященном 20-летию факультета международных отношений СПбГУ. Он пояснил, что в современных событиях на Украине можно проследить надежду, что "вот-вот сейчас все устаканится", станет все понятно. "Вот появляется большая агрессивная Россия, и мы выстроим все так, как было раньше".

"Мы объединяемся опять, - вольно переформулировал одно из выступлений президента США Барака Обамы Федор Лукьянов. - У нас был период непонятности, но теперь тот Запад, который был единым во время холодной войны, может опять воссоединиться". "Боюсь их разочаровывать, но Россия не потянет этого, не сможет их объединить", - считает эксперт.

По мнению Лукьянова, возвращение к биполярной системе и, более того, к мировому порядку, установившемуся после холодной войны, уже невозможно. "Мы подошли к некоему рубежу. Россия уже не будет идти на поводу у Запада, как это было после распада СССР до 16 февраля этого года. Да и Запад уже не сможет вернуть былую конфронтацию. Холодная война в каком-то смысле была системой герметичной. Не вражда, а именно баланс сил определял конфронтацию и, следовательно, правила игры. Сейчас система не закрытая, она не герметичная", - пояснил эксперт. В качестве примера "негерметичности" он привел итоги голосования на Генеральной ассамблее ООН, которое состоялось вчера. В нем 11 стран поддержали Россию, 58 от голосования воздержались. "Это отношение не к России и не к Украине, а к базовым международным принципам".

По мнению Федора Лукьянова, современный мировой порядок характеризуется, главным образом, неопределенностью. "Это постмодернизм. После окончания холодной войны не было никакого конгресса и обсуждения нового порядка. Мы вроде все понимали, но нигде ничего не было зафиксировано. Ситуация многоуровневого умолчания - прежде всего, негласного признания США победителем - завела всех в тупик - и взорвалось это на Украине", - убежден эксперт.

Украинский прецедент, по его мнению, гораздо важнее Сирии, так как этот кризис затрагивает базовые принципы мирового порядка. "Была иллюзия, что после холодной войны возник новый международный порядок. Это породило много интересных последствий. Сейчас иллюзии рассеиваются. Очевидно, мы будем строить что-то новое, и контуры этого "нового" сейчас только начинают прорисовываться", - заключил эксперт свое выступление.