Проект Еврокомиссии об унификации портовых правил Европейского союза означает для Эстонии шаг назад, увеличение расходов и бюрократии. Так сегодня, 27 марта, эстонское издание "Деловые ведомости" прокомментировало готовящееся 14 апреля голосование в комиссии по транспорту и туризму Европарламента по данному закону, которое коснется 319 портов ЕС, в том числе основных девяти портов Эстонии.

По словам исполнительного директора Союза портов Эстонии Виктора Палмета, унификация портовых правил - вещь нужная: становится понятней и доступней информация о формировании цен, доступности и прочих важных показателях деятельности европейских портов. Однако для Эстонии данное решение будет означать шаг назад и ненужное переписывание многих уже существующих в этой сфере законов и документов. Он выразил сожаление по поводу того, что до подготовки европроекта в Эстонии не проводился аудит в портовой сфере.

Член правления Пярнуского порта Мати Эйнманн и коммерческий директор ГАО "Таллинский порт" Эрик Рингмаа полагают, что вступление в силу постановления лишь увеличит для предприятий бюрократию, а новые возможности для эстонских портов не откроются, так как портовые услуги уже и так открыты для конкуренции. Эстонские портовики уверены, что выгоды от унификации портовых правил получат предприятия логистики, поскольку пользование портовыми услугами станет более прогнозируемым.

Эстонские портовики убеждены, что данные меры приняты из-за неразберихи с портами Южной Европы и попытками отдельных государств ЕС самостоятельно регулировать портовые услуги через дотирование или наоборот налогообложение. Так как в Эстонии весь набор портовых услуг - от бункеровки и причаливания до буксировки и лоцманских услуг - осуществляется на принципах свободного рынка, то требование о принципах свободного рынка в новом проекте Еврокомиссии для Эстонии - вчерашний день. Кроме того, председатель совета порта Силламяэ Тийт Вяхи надеется, что унификация портовых правил прекратит доминирование в портовых услугах ЕС всего трех портов (Роттердама, Гамбурга и Антверпена) и откроет новые возможности для остальных портов ЕС, в том числе эстонских, которые, по его словам, в Европе относятся к категории "малых".