Антикризисный Фонд ЕврАзЭС (АКФ) уже до конца 2014 года может выделить $100 млн на финансирование проекта "Строительство автодорожного коридора "Север-Юг", фаза 4" в Армении. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил руководитель проектной группы управления Евразийского банка развития (ЕАБР) по обеспечению деятельности АКФ Алексей Черекаев.

По его словам, технико-экономическое обоснование по проекту "Строительство автодорожного коридора "Север-Юг", фаза 4" будет готово в конце апреля 2014 года. "Проект уже предварительно одобрен советом Фонда, состоящим из шести министров финансов стран-членов АКФ. В настоящее время ЕАБР, как управляющий средствами Фонда, совместно с Азиатским банком развития (АБР) ведет подготовку технико-экономического обоснования проекта, эти работы будут завершены в апреле текущего года. Мы надеемся вынести проект на окончательное одобрение совета АКФ в мае-июне. Если он будет одобрен, финансирование может начаться в конце 2014 или в начале 2015 года", - заявил собеседник.

Черекаев особо подчеркнул, что процесс одобрения шестью главами финансовых ведомств носит хоть и в некоторой степени процедурный, но не формальный характер. "ЕАБР готовит детальное заключение по проекту, которое будет тщательно рассмотрено министрами финансов. Если технико-экономическое обоснование будет достаточно серьезным, проект окончательно будет одобрен", - подчеркнул он.

По словам Алексея Черекаева, предварительно одобренный объем финансирования проекта "Строительство автодорожного коридора "Север-Юг", фаза 4" со стороны АКФ составляет $100 млн. Что касается сроков финансирования, то этот параметр может варьироваться в зависимости от обстоятельств. "Стомиллионный кредит выделяется на 15 лет, предварительно одобренная cоветом ставка - 1,65%. Сроки финансирования будут зависеть от сроков подписания и ратификации соглашения, если оно будет подписано, а также от соблюдения армянской стороной закупочных процедур, необходимых для финансирования проекта. Дело в том, что при финансировании проекта будут использоваться процедуры закупок Всемирного банка, и об этом уже есть решение cовета АКФ. Соответственно, для осуществления финансирования необходимо пройти ряд формальностей, которые занимают определенное время. Такие же процедуры, к слову, уже использовались Азиатским банком развития в рамках первого, второго и третьего траншей по проекту строительства магистрали "Север-Юг", - отметил представитель ЕАБР, особо подчеркнув, что $100 млн являются средствами именно Антикризисного фонда, а Банк выступает в роли управляющего.

В заключение Алексей Черекаев сообщил, что, если опыт сотрудничества в данном направлении получится удачным, "АКФ, конечно же, будет рассматривать возможность дальнейшего сотрудничества как с Арменией на транспортном направлении, так и с АБР".

Отметим, что в настоящее время строительные работы продолжаются на участках дороги Ереван-Аштарак (11,7 км), Ереван-Арарат (38 км). 11 марта Минфин Армении и Азиатский банк развития подписали третью часть кредитного соглашения инвестиционной программы строительства транспортного коридора "Север-Юг". АБР выделит Армении кредит в размере $100 млн на продолжение строительства автомагистрали. Средства будут направлены на строительство 18,7 км части (Талин-Ланджик) дорожного коридора "Север-Юг".

Как известно, одобренная правительством Армении в 2010 году инвестиционная программа по строительству автодороги "Север-Юг" предполагает софинасирование со стороны АБР в объеме $500 млн в виде кредита. Армянская сторона для реализации проекта, помимо средств АБР, привлекла также 60 млн евро из Европейского инвестиционного банка.

В общей сложности длина автомагистрали составляет 556 км, что обеспечивает выход к Черному морю и странам Европы через территорию Армении и Грузии. Общая стоимость проекта, как об этом неоднократно заявлял премьер-министр Армении Тигран Саркисян, составляет $1,5 млрд.

Отметим, что инвестиционный проект имеет как локальное, так и геополитическое значение. В локальном плане магистраль обеспечит связь между севером и югом Армении посредством качественных транспортных коммуникаций. Согласно проекту, автодорога "Север-Юг" обеспечивает также выход страны на мировые рынки через Грузию. В геополитическом плане, при успешном завершении проекта магистраль позволит Армении в будущем смягчить последствия блокады со стороны Турции и Азербайджана из-за нерешенного нагорно-карабахского конфликта, стать транзитным государством в сфере грузоперевозок и присоединиться к Черноморской автомагистрали. Строительство дороги "Север-Юг", как отмечают официальные лица, может продлиться 5-6 лет.