Яна Амелина: Вопрос дальнейшей фрагментации Грузии приобретет особую актуальность
Москва, 20 марта, 2014, 01:09 — ИА Регнум. Украинские события последних месяцев, а затем - крымский референдум о возвращении полуострова в состав России, стали водоразделом между стратегическими союзниками и оголтелыми врагами российского государства. Позицию каждой стороны легко понять по комментариям общественных и политических деятелей, а также рядовых пользователей интернета.
Осетины по обе стороны Главного Кавказского хребта предсказуемо заняли однозначно пророссийскую позицию, словом и делом - заявлениями, митингами и отправкой гуманитарной помощи - поддерживая законные действия руководства и общественности Крыма, не желающих мириться с узурпацией власти в Киеве фашиствующими и прозападными элементами. Южная Осетия в очередной раз показала себя верным союзником своего стратегического партнера - России, а Северная Осетия - форпостом РФ на Кавказе. С аналогичных позиций, хотя и с некоторыми нюансами, оценивали происходящее и в Абхазии.
Грузия, стратегической задачей которой остается "восстановление территориальной целостности", т.е. силовое возвращение в свой состав независимых Абхазии и Южной Осетии, отреагировала на украинские события диаметрально противоположно руководству и общественности Южной Осетии и Абхазии. С самого начала кризиса на Украине грузинское руководство поддержало "майдан", а затем новые нелегитимные власти.
Наиболее резкие заявления по поводу украинской ситуации сделал бывший президент Грузии
Большинство грузинских СМИ, блогеров и прочих "общественных деятелей", ведущих антироссийскую пропаганду на форумах и в социальных сетях, активно поддерживали "майдан" и незаконные украинские власти, выражали возмущение "агрессивной политикой" России на Украине (как ранее - в Грузии), злорадствовали - мол, скоро Москва, испугавшись западных санкций, пойдет на попятный. Не дождались. Все они сейчас пребывают в растерянности, так как очевидно, что за воссоединением Крыма с Россией последует переформатирование закавказской политики РФ, а вскоре, вероятно, и всей политической карты региона.
На ноябрьском саммите 2013 г. в Вильнюсе Грузия парафировала соглашение об ассоциированных отношениях с ЕС. Как стало известно на днях, уже в сентябре ей может быть предоставлен План действий по членству в
Вхождение Грузии в НАТО очевидно неприемлемо для России, в связи с чем на повестку дня встает вопрос о дальнейшем существовании этого государства в его нынешнем виде. Активизация регионального, в частности, российско-иранского и российско-турецкого сотрудничества в Закавказье, предусматривающего, помимо прочего, прокладку ряда новых и расширение уже существующих транспортных коридоров, связующих РФ, Турцию, Иран и другие государства, становится все более важным фактором влияния на ситуацию в регионе. Реализация этих планов затруднена неконструктивной позицией официального Тбилиси, продолжающего курс на евроатлантическую интеграцию и "восстановление территориальной целостности". Грузия не готова дать свое согласие на восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию, ведь таким образом она де-факто признает республику. По тем же причинам - из-за абсурдной неприемлемости для Тбилиси признания Южной Осетии - невозможно и увеличение транспортного потока по Транскаму. Деблокирование Армении также не является приоритетом официального Тбилиси.
После вхождения Крыма в состав РФ вопрос дальнейшей фрагментации грузинского государства приобретет особую актуальность. Не случайно в Тбилиси распространены опасения, что после решения крымского вопроса Москва "развернется в грузинском направлении", довершив то, что не было сделано в 2008 г.: оккупацию Грузии и установление там марионеточного пророссийского режима. Поскольку в нынешних условиях это единственный способ не допустить евроатлантической интеграции соседнего государства, подобный вариант становится основным при определении российской стратегии относительно Грузии.