Сергей Широков: Признанный Крым и непризнанное Приднестровье: причины и следствия
Референдум в Крыму, его итоги и последствия для Украины, Приднестровья и молдавско-приднестровского урегулирования, а также параллели между крымским референдумом 2014 года и приднестровским референдумом о независимости 2006 года прокомментировал 18 марта для ИА REGNUM директор Бюро политических исследований "Медиатор" (Тирасполь, Приднестровье)
"Подготовка и проведение референдума в Крыму по вопросу статуса полуострова вызвало в СМИ и в экспертном сообществе повышенный интерес к исследованию различных прецедентов народного волеизъявления по подобным стратегическим вопросам.
На этом фоне возникает и интерес к референдуму в Приднестровье, состоявшемуся 17 сентября 2006 года (по его итогам более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровья к России - прим. ИА REGNUM). При общей схожести подходов к организации и обеспечению легитимности референдумов в Крыму и в Приднестровье, существует очевидное отличие.
Референдум в Крыму проходил на фоне ясной и четко выраженной позиции Российской Федерации о намерении признать легитимными его итоги. В 2006 году в Приднестровье итоги референдума такой публичной реакции стороны России не получили (6 октября 2006 года Госдума РФ приняла постановление, в котором рекомендовала уполномоченным органам власти России учитывать в своей деятельности решение приднестровского народа, принятое в соответствии с международными стандартами, - прим. ИА REGNUM). Исходя из сегодняшней логики, Приднестровье могло стать субъектом РФ на восемь лет раньше, чем Крым.
В данном случае причины того, что этого не произошло, уже не так важны, как возникшие следствия. Они таковы: • Экономика Приднестровья за последние восемь лет стремительно переориентировалась на западные рынки. Основные причины этого -
• Сегодня к востоку от Приднестровья возникает стремительно коллапсирующая территория. Очевидно, что Украина будет превращаться в пространство с деградирующей экономикой и коммуникационными артериями, связывающими Приднестровье с Россией, с резким падением производства, с социальной и общественной нестабильностью. Это, безусловно, представляет прямую опасность для Приднестровья, хотя бы потому, что около 70% импорта ПМР в продовольственной подгруппе приходилось на Украину. Долгосрочные прогнозы в этом отношении по объективным причинам будут невозможны, а краткосрочные крайне пессимистичны.
• Референдум в Крыму остро поставил вопрос о степени легитимности власти в Киеве. Не стоит забывать, что Украина помимо участника формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники,
При всем этом следует отметить, что политика Украины в отношении Приднестровья может приобрести более активный характер, чем это следует из тенденций развития внутриполитической обстановки на Украине. В СМИ и социальных сетях появился документ от имени посла Украины в РМ С.И.Пирожкова, который можно охарактеризовать, как первую официальную позицию новых киевских властей по отношению к Приднестровью. Особенно следует отметить, что С.И. Пирожков является одним из самых авторитетных и профессиональных специалистов по приднестровской проблематике. Он не только является дуайеном дипломатического корпуса в Кишиневе и по совместительству в последние годы исполняет функции специального представителя Украины в формате "5+2", но и являлся заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины в 2001 - 2007 годы, а также возглавлял ряд ключевых институтов по вопросам международной безопасности Украины.
Ему лучше чем кому-то на Украине известно о потенциале усиления украинских позиций в регионе, опираясь на абсолютно легальные и никем не оспариваемые возможности, предоставляемые Украине, как государству-гаранту, целым рядом документов переговорного процесса, подписанных на высшем уровне. Причем, такие возможности усиления Украины могут касаться не только вопросов политического влияния, но и вопросов безопасности, что прямо происходит из положений "Протокола о некоторых первоочередных шагах по активизации политического урегулирования приднестровской проблемы", подписанного в Одессе 20 марта 1998 года, в котором, в частности, отмечена и возможность ввода в Зону безопасности и украинского воинского контингента.
Недаром на эту проблему так моментально и остро отреагировал вице-премьер
Так или иначе, основные игроки на приднестровском треке останутся неизменны. Россия и Европейский союз, в любом случае, будут обречены найти точки соприкосновения по целому ряду многолетних проблем, которые по мере развития кризиса на Украине, будут только обостряться".