Ануш Левонян: Крым-Карабах-Приднестровье: косовский прецедент и шотландская перспектива
События на Украине и, в частности, ситуация вокруг Крыма привлекают исключительное внимание в государствах Закавказья. При этом, однако, официальное мнение прозвучало только из Тбилиси, где грузинский парламент 6 марта принял резолюцию о поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины. В этом документе действия России квалифицируются как "агрессивные" и говорится, что "парламент Грузии полностью поддерживает европейский выбор украинского народа, суверенитет и территориальную целостность Украины, осуждает насилие, осуществленное Россией против суверенной Украины, и действия, нарушающие основные принципы международного права и двусторонние соглашения".
В Азербайджане обсуждение украинско-российских отношений в парламенте состоялось 4 марта. Здесь также звучали мнения о том, что происходящее в Крыму является "оккупацией". Однако, в конечном итоге, возобладала точка зрения, согласно которой России и Украине следует самим решать свои проблемы. Что касается Армении, то официальный подход ограничился призывами к сохранению мира.
Последнее обстоятельство вызвало определенное недоумение в экспертных кругах, потому что, казалось бы, еще один прецедент реализации права на самоопределение народов должен был бы вдохновить армянскую сторону. Однако, как вскоре стало ясно из заявления пресс-секретаря президента непризнанной Нагорно-Карабахской республики
Конечно, в Баку думают по-другому. Отсутствие (или, скорее, умалчивание) официальной позиции по Украине не означает отсутствие позиции как таковой. Симптоматичен в этом контексте комментарий известного азербайджанского конфликтолога
Неясно, однако, в чем это выражается. Как указала в ответ на подобные упреки председатель Совета Федерации
Отсюда следует сразу несколько выводов. Во-первых, Лондон понимает под "оккупированными землями" лишь районы т.н. "зоны безопасности" вне территории собственно Нагорного Карабаха в его границах 1988 года. Во-вторых, поддерживает содержащееся в известных "Мадридских принципах" предложение сопредседателей Минской группы
Также отметим, что Баку выступает против проведения референдума в Карабахе, поскольку считает, что армяне, имея свое национальное государство - Республику Армения - тем самым уже реализовали право на самоопределение. И здесь следует напомнить о том, что в Косово албанцы получили право провести референдум, который привел к созданию второго албанского государства, причем этот референдум прошел лишь на территории самого Косова (а не всей Сербии), к тому же - вопреки воле Белграда. Что, как известно, отнюдь не помешало международной легитимации независимости этого края. Поэтому, если уж говорить о нарушении принципов международного права, то заключаются они в попытках помешать проведению крымского референдума и в его непризнании.
Далее, не выдерживают критики и утверждения, будто переход Крыма под юрисдикцию России означает некий насильственный процесс "собирания земель", потерянных Россией после революции 1917 года и тем более - в результате крушения Советского Союза. Как заметил по этому поводу пресс-секретарь российского президента
Этот момент нам представляется принципиальным - как в случае с Крымом, так и в случае с Карабахом и Приднестровьем. Новое руководство Украины отнюдь не гарантирует большинству крымского населения комфортные условия проживания на родине. Напротив, есть все признаки того, что люди постоянно ущемляются в своих фундаментальных политических, экономических, социальных правах и более того - в праве на самоидентификацию. Что касается отношения Азербайджана к армянам, то общеизвестно, что Баку пытается разговаривать и со Степанакертом, и с Ереваном только на языке угроз. Процесс "возвращения Карабаха" Баку видит исключительно в парадигме силовых методов, поскольку иных просто не существует. Поэтому быть "магнитом" для карабахских армян сегодняшний Азербайджан, превративший армянофобию в официальную государственную политику, никак быть не может. Схожая ситуация сложилась в Приднестровье и в Гагаузии, где население отторгает навязываемую ему румынизацию и обоснованно считает, что
Разумеется, сказанное не означает, что в ближайшей перспективе фактическая независимость Нагорного Карабаха и Приднестровья будет признана на международном уровне. Очевидно другое - их возврата в состав бывших метрополий уже не будет, ибо любые поползновения сделать это силовым путем на фоне событий вокруг Крыма отныне невозможны даже теоретически и будут рассматриваться в качестве агрессии.
Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)