Приоритеты государственной политики России в Арктике определены, но ее реализация до сих пор не может начаться в полной мере. Проблемы и пути решения приостановившегося развития арктической зоны обсудили в Петербурге представители исполнительной власти, общества, науки и бизнеса. Как сообщает сегодня, 7 марта, корреспондент ИА REGNUM, круглый стол на эту тему прошел под председательством полномочного представителя президента в СЗФО накануне, в формате видеоконференции в нем приняли участие главы арктических регионов страны.

"Базовые стратегические документы приняты. Они определяют основные механизмы, способы и средства достижения приоритетов развития арктической зоны. Однако пока не удалось разрешить основные проблемы, нельзя еще ее полностью выделить в качестве самостоятельного объекта государственной политики", - открыл круглый стол полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Владимир Булавин.

Главный документ, содержащий все намерения России в отношении развития Арктики - это Стратегия развития арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденная в феврале 2013-го. Однако до сих пор ее полномасштабная реализация затруднена, и одна из главных причин этого - несовершенство нормативно-правовой базы.

Сейчас вся деятельность в Арктике регламентируется множеством отдельных документов: к примеру, законом "О континентальном шельфе", "О внутренних морских водах", "О коренных малочисленных народах" и т.д. Проект единого федерального закона "Об арктической зоне РФ" был подготовлен в начале январе прошлого года Министерством регионального развития, однако Госдумой в июле он не был рассмотрен с формулировкой "не обусловлено настоятельной необходимостью", - прокомментировал представитель Минрегиона Андрей Васильев.

Важно, что до сих пор в законодательстве не прописано, социально-экономическое развитие чего мы намерены стимулировать: что является арктической зоной России. В ходе круглого стола Андрей Васильев доложил, что его министерством по поручению правительства подготовлен проект распоряжения президента о составе арктической зоны РФ, - его представят в скором времени.

Кроме этого, как рассказал чиновник, в сентябре 2013 года на совещании в Правительстве РФ Минрегион, аппарат Совета безопасности и Минэкономразвития согласовали государственную программу социально-экономического развития арктической зоны до 2020 года. Согласно последнему документу, российской Арктикой должны считаться четыре субъекта полностью: Мурманская область, Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Чукотский автономные округа, а также три частично - Республика Якутия (семь улусов), Красноярский край (три муниципальных образования) и Архангельская область (семь муниципальных образований). К этому списку в конце февраля этого года также был добавлен городской округ Воркута Республики Коми - как имеющий уникальный природно-ресурсный и существенный инфраструктурный потенциал, а также соответствующее географическое положение. Таким образом, приблизительные контуры российской Арктики известны, однако законодательно еще не урегулировано, где должны создаваться особые социально-экономические условия и куда выделяться дополнительное финансирование.

Конкретные реалии, которые имеют место в Арктике, также должны получить определение в законодательстве, - согласились участники круглого стола. Так, заместитель генерального директора по правовым, корпоративным и имущественным вопросам компании "Газпром нефть шельф" Рустам Романенков пояснил, что сегодня невозможно объяснить, что такое "буровая платформа": "Приходится слышать вопросы о том, что мы построили. "Приразломная" - это что - кораблик, что-то еще?"

Отдельный острый вопрос, озвученный на круглом столе - проблема подготовки кадров. Ректор Национального минерально-сырьевого университета "Горный" Владимир Литвиненко пояснил, что нормы современного образовательного стандарта противоречат требованиям, которые предъявляются будущим полярным специалистам. По его словам, для работы в Арктике нужны профессиональные инженеры, однако программа бакалавриата не дает им должной подготовки.

Председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко уверен, что если сегодня не будет запланирован выпуск квалифицированных специалистов, то "в скором будущем их придется искать по всему миру и платить за это втридорога".

Отсутствие единого документа, определяющего конкретику, препятствует реальной практической деятельности. "Стратегия - это тезисы доклада. Нам нужен закон прямого действия", - считает Владимир Литвиненко.

Губернатор Мурманской области Марина Ковтун и заместитель главы Республики Коми также высказались за необходимость создания закона. По мнению помощника представителя президента Сергея Зимина, программа, которая разрабатывается сейчас в Минрегионе, будет носить во многом рекомендательный характер и не сможет регламентировать конкретных действий.

Документ, по словам Андрея Васильева, представителя ответственного министерства, обещает увеличение арктической доли в ВВП страны с 5,6 процента в 2012 году до 14-ти в 2020-м, однако 562 триллиона рублей на ее реализацию в 2015-2020 годах Минфином не предусмотрено.

"Реализация государственной политики по развитию Арктики, мягко говоря, затормозилась. Может быть, есть смысл сначала составить комплексный план освоения, а потом уже углубляться в социально-экономическое развитие", - предположил полпред Владимир Булавин.

Помимо законодательной стороны вопроса, участники обсудили также варианты экономического стимулирования инвестиций, инфраструктурные проекты и экологическую безопасность. Итоги круглого стола "О реализации государственной политики РФ в Арктике (правовые и социально-экономические аспекты)" будут оформлены в виде резолюции и представлены на заседании Совета безопасности РФ, которое состоится ориентировочно в конце марта 2014-го.